Конец света по-русски: 6 лучших фильмов про апокалипсис
Конец света по-русски: 6 лучших фильмов про апокалипсис
Fedor Bondarchuk / Art Pictures Studio, 2017
1. «Аванпост» (2019), Егор Баранов
По неизвестной причине большая часть стран на Земле одномоментно перестает отвечать на какие-либо сигналы, связь с ними утеряна. В то же время космонавты с орбиты замечают небольшое пятно над Восточной Европой. На земле, за его границей, военные находят только шокирующие следы столкновений и массу погибших.
«Аванпост» – кино о войне миров, где главная роль отводится российским военным. Они будут разбираться с причиной апокалипсиса, попутно демонстрируя всю мощь российского оружия. «“Бегущий по лезвию” встретился с “Черным ястребом”, только действие происходит в России», – так фильм описывает режиссер Егор Баранов. Эпичный блокбастер попал в шорт-лист фестиваля Cinequest в Сан-Хосе, Калифорния, и был в прокате в 25 странах мира.
2. «Притяжение» (2017), Федор Бондарчук
Российская версия «Прибытия» и «Района №9» – фильм про инопланетное вторжение и угрозу всему человечеству. На московский спальный район Чертаново неожиданно падает инопланетный летающий объект. Люди в панике, военные шокированы не меньше (хотя это и их рук дело – привет вечному столкновению с НАТО), и только молодая пара влюбленных из Чертаново решается на непредсказуемый «первый контакт».
«“Притяжение” – первый российский фильм в сегменте young adult. Там же, где “Сумерки”, “Голодные игры” и “Бегущий в лабиринте”», – писал российский кинокритик Антон Долин. Если вы фанат этого жанра, то этот фильм точно для вас. Всем остальным будет интересно посмотреть на излюбленный Голливудом сюжет на «российском материале». К слову, тут обошлось без напыщенной патриотической повестки.
В 2019 году у фильма появился сиквел – «Вторжение» – с новой инопланетной угрозой и эффектно затопленной Москвой.
3. «Инволюция» (2014), Павел Хвалеев
Что если человечество остановится в развитии, и животные инстинкты станут для нас первостепенными? Агрессия, защита потомства, спонтанное сексуальное влечение – все это выйдет из под контроля, и в мире начнется жесткий естественный отбор.
«Инволюция» – это авторская антиутопия о теории Дарвина, обернувшейся вспять. Фильм Хвалеев делал в копродукции с Германией. «Мы старались выдержать картину в арт-хаусной манере, не уходя в подражание мейнстримному Голливуда», –говорил режиссер. Такой подход только добавил ей оригинальности: минимум спецэффектов и больше психологической драмы на фоне сошедшего с ума мира.
4. «Отдать концы» (2013), Таисия Игуменцева
Жители обычной русской деревни узнают по телевизору, что через сутки наступит конец света, и начинают делать то, на что решились бы только в таких экстремальных обстоятельствах.
Комедийная драма в 2013 году была отмечена кинокритиками и вне конкурса поехала в Канны. «Я старалась сделать такую интернациональную историю, которая будет понятна в любом уголке мира любому человеку», – отметила режиссер. В конце концов, перед апокалипсисом все мы хотим одного и того же.
5. «Шопинг-тур» (2012), Михаил Брашинский
Весь фильм снят будто бы на мобильный телефон подростка, который отправился с мамой в двухдневный тур в Финляндию. До Финляндии от родного Санкт-Петербурга им как рукой подать, это уже своего рода местная традиция – ездить на шопинг к европейским соседям. Псевдодокументалка начинается с туристического автобуса, а заканчивается шопингом в приграничном финском гипермаркете, где и разворачивается главный сюжет кино: сына и мать, вместе с другими туристами, запирают в торговом центре. На них начинается охота.
Не совсем классическую историю зомби-апокалипсиса в 2012 году оценили на кинофестивалях «за юмор и жанровую дерзость», а мы советуем его также за редкостный реализм – смотреть этот фильм одновременно и смешно, и страшно.
6. «Письма мертвого человека» (1986), Константин Лопушанский
Советский фильм-катастрофа про ядерный взрыв на американской военной базе. Кругом выжженное пространство, радиоактивные руины и люди, которые пытаются выжить в подвалах и бункерах. Главный герой, ученый Ларсен, ищет причины случившегося и ответ на ключевой вопрос: а как жить после ядерного апокалипсиса?
«Письма» появились в тот же год, когда случился взрыв в Чернобыле (это было совпадением), и шокировал советских зрителей. Режиссер, убежденный последователь Андрея Тарковского, правда, сделал ленту с упором не на ужасы «ядерной зимы», а на метафизику человека: кто он и зачем в этом мире.
Армагеддон
На планету надвигается катастрофа: гигантский астероид двигается к Земле, грозя уничтожить все живое. Гарри Стэмпер должен предотвратить катастрофу, отправившись в космос с друзьями и женихом своей дочери.
Пожалуй, самый знаменитый фильм об угрозе из космоса. Майкл Бэй снял зрелищное кино, которое при более внимательном изучении оказывается поверхностным. А еще постановщик предлагает отечественному зрителю своеобразную интерпретацию образа русского космонавта. Однако, несмотря на все свои недостатки, «Армагеддон» – признанный шедевр жанра.
8. «Адский дождь» 2007
Жанр: фантастика, боевик, триллер, драма
События фильма развиваются в небольшом городке Альтек. Местный мэр – Анна Девенпорт раньше решала все проблемы в рабочем порядке, но теперь, чтобы помочь своим жителям, ей придётся совершить невозможное. Необычное и опасное стихийное бедствие – метеориты, с недавних пор сеет хаос и разрушения в Альтеке. Как спасти горожан и избежать катастрофы? Пришедшее сообщение о скором падении в районе городка кометы вызывает шок, а новость, что власти успеют эвакуировать всего 60 человек, не даёт Анне покоя. Сумеет ли мэр Альтека сделать трудный, но правильный выбор, принеся в жертву тех, кто ей верил и доверял свою судьбу?
12 обезьян / 12 Monkeys
Приключения, драма, фантастика | 3.79 из 5 на MyShows | 1 день 9 часов 49 минут
2043 год. Джеймс Коул, используя опасный и непроверенный метод перемещения во времени, отправляется в 2015 год, чтобы найти и уничтожить источник смертельной чумы, из-за которой человеческая раса в будущем практически вымрет. Коулу предстоит выследить «Армию 12 обезьян» — загадочную организацию, ответственную за распространение вируса.
«Тот неловкий момент, когда за три дня просто залпом всё просматриваешь, а теперь жалеешь, что не растягивал каждую минуту как можно дольше. Огромная благодарность создателям за законченный и продуманный сериал. Я уревелась, а в груди поселился комочек тоски. Я буду по ним скучать и обязательно однажды пересмотрю», — MakingMeInsane.
«”12 — непростое число»». Вот и сериал оказался куда сложнее и интереснее, чем я думал) Я даже и представить не мог, что банальная попытка спасти человечество от вируса при помощи машины времени превратится в такое лихо закрученное приключение. Сериал не переставал удивлять до самой последней секунды, и ты вроде бы уже догадался кто есть кто, но не тут-то было. Офигенная концовка. Офигенный сериал. Пя-тю-ня :)», — Драммер.
«Прекрасный, шикарный, красивый сериал, всё так захватывающе, логично, эпично, просто не оторваться, настолько супер, что хочется тут же сразу начать пересматривать заново и так по кругу, в бесконечной прекрасной петле. Ух! Лично я в восторге и у меня ни единой крошечной претензии к концу, он идеален!», — Annie10792.
Рецензия «Афиши» на фильм «Апокалипсис»
1519 год, полуостров Юкатан. В глухой деревушке посреди джунглей живет себе небольшая община индейцев майя: охотится, растит детей, кушает яйца тапира. Мудрый вождь Каменное Небо (Моррис Голова Желтой Птицы) готовит смену — своего старшего сына Лапу Ягуара (профессиональный танцор пау-вау Руди Молодая Кровь — дебют в кинематографе). Но тут на деревню нападает отряд майянского спецназа, задача которого — доставка новых жертв богу-солнцу в мегаполис Чичен-Ицу. С самой вершины пирамиды Кукулькана недопринесенному по техническим причинам в жертву Лапе Ягуара придется бегом вернуться в родную деревню, чтобы спасти от гибели беременную жену и маленького сына.
Оригинальное название нового фильма Мела Гибсона («Храброе сердце», «Страсти Христовы») — «Apocalypto», и переводить его стоит не с английского («апокалипсис» как конец света), а напрямую с греческого («откровение»). «Откровение от Мела Гибсона» — про человека, который назвал так снятый за свои деньги и по собственному сценарию фильм, и рассказывать ничего не надо: он весь как на ладони. От Евангелия к Откровению, Гибсон явно сочиняет собственный Новый Завет, и теперь, когда первая и последняя книги уже написаны — или записаны, — самое время попробовать разобраться, что же за благодать сошла на этого американца. Тем, кто в голос рыдал на «Страстях», оно будет сейчас и проще: в «Апокалипсисе» чисто кинематографическое впечатление не амальгамировано с религиозными чувствами, да и вообще с мифологическими конструктами, помимо самых элементарных вроде сопереживания беглецу и любви к семье. Так вот — Мел Гибсон, оказывается, большой режиссер, и, как у всякого большого режиссера, у него обнаруживается своя собственная, уникальная манера. Нет, это вовсе не манера делать фильмы на мертвых языках с субтитрами, тем более что и язык майя — вовсе не мертвый. Манера Мела — снимать сверхбыстрые, ультрачувственные фильмы так, чтобы зритель, выходя из зала, ощущал себя не морально изнасилованным, а много пережившим. И да, это его умение каким-то образом связано с привычкой честно и заинтересованно показывать на экране страдание и насилие — если кому из прошлого опыта Гибсона запомнилось только кровавое мочало, то сообщаю: тут мочало будет еще и на колу.
«Мы ищем нового начала», — повторяют, как заведенные, герои «Апокалипсиса»: у Гибсона обнаружилась не только манера, но и тема. Ею оказывается то самое новое начало: вспомните, как в переломном моменте «Страстей» Христос оборачивается к стоящей на обочине крестного пути Марии со словами «Смотри, мама, как я творю все новое». В «Страстях» новое начало творят и находят, в «Апокалипсисе» же только ищут, причем явно не там, где можно найти, — но тема-то та же, а вовсе не прокламация антисемитизма и прочих прописных истин христианского фундаментализма, как отчего-то убеждены многие.
В этом смысле, кстати, если этот фильм что и прокламирует, так это то, что чем более развита цивилизация, тем она хуже, — и нет полной уверенности, что это именно та идея, которую хотел заронить в наши души Гибсон-проповедник. В финале, когда на океанском пляже два голопузых агента Кукулькана, забыв о настигнутом наконец отступнике, с разинутыми ртами смотрят на первые шлюпки с закованными в броню испанцами, создается (еще раз — может, и против воли режиссера) впечатление, что христианские колонизаторы будут куда как хуже солнцепоклонников. А там — и до апокалипсиса недалеко.
5 «Рассвет мертвецов» (1978 и 2004)
Джордж А. Ромеро — это именно тот человек, который внес львиную долю в изобретение современного зомби. Через десять лет после своего прорывного дебюта с «Ночью живых мертвецов» Ромеро показывает нам зомби, нападающих на торговый центр, в котором обосновались выжившие, возможно, в лучшем фильме этого жанра. Да, до сих пор лучшем.
Рейтинг одобрения картины 93% на Rotten Tomatoes, критики используют при описании фразы «самый интересный» и «самый увлекательный в жанре», а все те многочисленные штампы, которые ты обязательно подметишь, пошли именно из этого фильма.
Если эта лента тебе понравится (а мы в этом почти не сомневаемся), обязательно посмотри и ремейк 2004 года. Выпуск новой версии шедевра редко бывает так же хорош, как и оригинал, но в данном случае перед нами приятное исключение, поскольку его снял Зак Снайдер, а это имя говорит само за себя.
Фоллаут (Fallout)
- Жанр: экшен, драма
- Страна: США
- Экранизация знаменитой компьютерной игры. Действие происходит в Америке, превратившейся в пустошь после ядерной войны.
На волне интереса к глобальным катастрофам компания Amazon надеется, что адаптация компьютерной игры попадет в список самых лучших фильмов. Во всяком случае сюжет к этому вполне располагает. Это альтернативная история развития мира после Второй мировой. Везде преобладает ретро стиль 40-50-х годов.
«Новая эра Z»: дети с дарами Пандоры
Новая эра Z / The Girl with All the Gifts (2016)
Рейтинг IMDb: 6,6; Кинопоиска: 6,1
Ближайшее будущее: человечество почти уничтожила вызванная грибком эпидемия. Жертвы превратились в утративших речь плотоядных «голодных», которые ориентируются при помощи обоняния и постоянно атакуют несколько.
Новая эра Z / The Girl with All the Gifts (2016)
Рейтинг IMDb: 6,6; Кинопоиска: 6,1
Ближайшее будущее: человечество почти уничтожила вызванная грибком эпидемия. Жертвы превратились в утративших речь плотоядных «голодных», которые ориентируются при помощи обоняния и постоянно атакуют несколько военных баз с уцелевшими людьми. В одном из таких островков жизни в сельской Англии жёстоким экспериментам подвергают группу уникальных детей. Они – второе поколение заражённых. Несмотря на безобидную внешность и высокий интеллект эти дети представляют смертельную опасность для людей и вместе с тем – надежду на изобретение вакцины. В классе выделяется девочка Мелани, и этот персонаж вызывает к себе всю гамму зрительских реакций – от ужаса до сочувствия и восхищения.
«Новая эра Z» – это творческие вариации классических троп жанра, размышления о том, что значит быть живым, вдумчивое созерцание места человечества в пищевой цепочке нашей планеты и набор моральных дилемм. Допустимо ли убить Мелани, если она может спасти мир? Монстр она или человек? Должно ли старое быть уничтожено, чтобы освободить место новому?
Некоторые критики сравнивали корабли конкистадоров с античным «богом из машины», т.е. ловким приемом, помогающим разрубить все сюжетные узлы одним махом, но подобное сравнение неубедительно. Ничто не мешало Гибсону и Сафинии «подарить» своему живучему герою полную победу над преследователями, которых и осталось-то к финалу только двое. На самом деле появление европейцев, осененных знаком креста, знаменует другую альтернативу языческой цивилизации майя — христианство. У майя нет выбора: или назад, в дебри джунглей, или вперед, через кровавое преображение в новый мир с новыми ценностями: время их цивилизации истекло. Подобная трактовка полностью совпадает со смыслом, вложенным режиссером в название фильма.