0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как телевизор влияет на грудного ребенка

Как телевизор влияет на грудного ребенка?

Телевизоры есть в каждой квартире, до появления доступного интернета эта техника была единственным средством для развлечения и получения информации. Они довольно прочно вошли в нашу динамичную жизнь, и мы ежедневно смотрим новостные выпуски, фильмы, сериалы и познавательные передачи. Часто телевизор мы включаем просто ради фона, чтобы в комнате не было непривычно тихо, и вроде бы совершенно не обращаем на работающую технику внимания.

Когда в семье появляется новорожденный, вопрос о телевизоре должен встать довольно остро. Все мы понимаем, что работа этой техники может навредить малышу. Но многие родители, не желая перестраивать свои привычки, включают телевизор при младенце. Они мотивируют такое поведение нежеланием приучать ребенка к тишине и считают, что шум работающей техники и мелькающий на экране видеоряд никак не оказывают на него влияние. Но психологи, педиатры и окулисты иного мнения на этот счет.

Взрослый вопрос: можно ли детям смотреть телевизор? Рекомендации психолога

Многие родители задают себе одни и те же вопросы — насколько вреден телевизор для ребенка, с какого возраста можно разрешить малышу смотреть мультики и различные детские передачи, сколько времени ребенок может проводить у телевизора?

Точные, научно доказанные, обоснованные и истинные ответы на эти вопросы мы можем получить с Вами не в рекламе, и не у разработчиков видео и мультиков «для самых маленьких», получающих от их продажи сотни миллионов долларов в год, а у физиологов, врачей и психологов. Именно эти специалисты ответят на наш вопрос не голословно, а фактами.

Статья в тему:  Как выбрать вай фай адаптер для телевизора

Мнение Всемирной Организации Здравоохранения однозначно: должен быть введен категорический запрет демонстрации телепродукции и видеопрограмм детям до 3- летнего возраста с целью сохранения их здоровья как физического, так и психического. Это мнение поддерживают и многие общественные организации родителей по всему миру, призывающие не покупать видеопродукцию для детей до 3-х лет. По словам представителя из Гарвардского университета Сюзан Линн — «малыши развиваются в общении с мамой, а не с экраном». И это мнение подтверждается всеми научными исследованиями.

Влияние телевидения на детей раннего возраста

Чем же так опасен просмотр телепередач или видеопрограмм младенцами и детьми раннего возраста? Что происходит с малышом, когда он смотрит мультик по телевизору или «развивающий диск» на экране компьютера?

Первая причина – физиологическая.

Мы знаем, что в течение первых лет жизни ребенка глаз интенсивно растет. Зрительный анализатор созревает лишь к 3 — 5-ти годам. И поэтому, в первые годы жизни малыша его зрение очень уязвимо.

Для того чтобы четко увидеть изображение, зрительная система ребенка напрягается. Это происходит неосознанно и незаметно, и никак не зависит от нашей воли, расстояния до телевизора, освещения и других факторов. При рассматривании постоянно движущихся изображений на экране глаз ребенка постоянно напрягается. И если такое напряжение происходит часто или длительное время, то компенсаторные возможности органа зрения уже не могут сдержать последующих нарушений.

Выводы всех физиологов и врачей очень просты и категоричны. До 2-х, а лучше до 3-х лет детям вообще не рекомендуется смотреть телевизор и компьютерные видеопрограммы. Причем объясняется это не только нагрузкой на глаза, но и перегрузкой центральной нервной системы, которая в дальнейшем очень незаметно и постепенно приводит к гиперактивности ребенка, синдрому дефицита внимания, отставанию в развитии речи и другим серьезным нарушениям.

Статья в тему:  Как смотреть dvd9 на телевизоре

Такую опасность имеют не только просмотр видеопрограмм или мультиков в раннем возрасте, но и просмотр рекламы, особенно во время кормления. Ребенок отвлекается на мультфильм, рекламу, мелькание ярких картинок на экране, и в это время легко можно его накормить. Но этим наносится колоссальный вред уже не только зрению и нервной системе, но и пищеварительной системе малыша. Причем последствия видны не сразу, а проявляют себя через несколько лет.

Вторая причина – психологическая.

Многие мультфильмы и телепередачи не рекомендуется смотреть не только малышам до 3-х лет, но и старшим детям. Почему? Установлено, что во многих мультфильмах используется эффект 25-го кадра. Но ведь этого мы не видим при простом просмотре, но это закладывается у ребенка в подсознании. Родители должны осознанно выбирать мультики для детского просмотра, понимая, что закладывают эту информацию не только в жизнь малыша, но и в свое собственное будущее.

По данным ЮНЕСКО, сейчас количество времени, проведенное дошкольниками у экрана, превышает количество времени их общения со взрослыми в семье. И это понятно. Ведь когда ребенок у экрана телевизора или компьютера – это удобно взрослым. Малыш занят, вроде бы смотрит «что-то познавательное», не пристает с вопросами, не надо за ним убирать игрушки, не надо оттирать от стола краски и пластилин, можно в это время заняться своими делами и отдохнуть в конце концов и т.д. Да, это удобно. Очень удобно.

Но результат этого удобства печален.

Вот психофизиологические последствия от просмотра ребенком телевизора.

  • Отставание в развитии речи. А ведь именно речь определяет успех любой деятельности человека, как существа общественного, социального. Без речи не выразишь свою мысль, не аргументируешь свое мнение, не договоришься и не задашь вопросы. Речь развивается только в живом общении с людьми. Когда ребенок смотрит видео, он увлечен постоянно сменяющимися картинками и не слышит текста. Это доказано в многочисленных научных экспериментах. В последние десятилетия количество детей с серьезными нарушениями речи возросло более чем в шесть раз. Малышу нужно общение с мамой в творческой деятельности – лепке, игре, рисовании, труде, на прогулке и дома. И экран никогда не сможет заменить этого общения.
  • Внутренняя пустота и постоянная потребность в новой «гиперстимуляции» в виде новых картинок, игр, мультиков с экрана.
  • Гиперактивность, неспособность сосредоточиться, невозможность воспринимать информацию на слух, синдром дефицита внимания, рассеянность.
  • Отсутствие интереса к творческой деятельности – малышу неинтересно самому придумывать игры с игрушками, слушать сказки, конструировать сказочные города, рисовать. Он становится заложником всё новых и новых стимуляций с экрана. Ведь намного проще нажать кнопку и пассивно ждать, чтобы тебя развлекали, чем самому активно действовать. Но в жизни побеждают только активные люди. Ребенок, сидящий у экрана, привыкает не действовать, а ждать.
  • ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО! После просмотра мультиков и фильмов со сценами агрессии повышается агрессивность детей. Это научно доказано психологами.
Статья в тему:  Как ремонтировать телевизор самому

Почему же в нашей стране свободно распространяются эти программы для самых маленьких от нуля до трех лет — как зарубежные, так и отечественные их аналоги? Ответ прост – в России нет экспертизы на развивающую видеопродукцию для детей и младенцев, а соответственно, никто не оценивает реальную пользу данной продукции и ее качество. Поэтому, можно выпускать и рекламировать что угодно.

Сколько времени можно смотреть телевизор ребенку?

По рекомендациям окулистов, продолжительность просмотра телевизионных передач или видеопрограмм для детей 3 – 7-и лет не должна превышать 30 минут. Это безопасная продолжительность просмотра. Максимально допустимая продолжительность просмотра – 40-50 минут в день с перерывом. Максимально допустимая длительность – это редкость, а не обычный режим просмотра телевизора или видео.

Почему зарубежные мультфильмы не учитывают этой рекомендуемой для малышей длительности просмотра?

Главное для производителей детских мультфильмов – это обеспечить хороший прокат, а значит, и прибыль. Прибыль может дать либо длинный полнометражный мультик, либо серия мультиков. Короткие мультфильмы (которые соответствовали бы особенностям восприятия ребенка и гигиеническим нормам) выпускать невыгодно, а себе в убыток их никто не будет делать для массового проката.

На каком расстоянии от глаз должен быть экран телевизора?

Расстояние от глаз ребенка до экрана телевизора не должно быть меньше трех метров. Размер экрана – 21 дюйм и больше. Чем больше экран, тем больше должно быть расстояние до него от глаз ребенка. При этом не имеет значение характеристика экрана – плоский он или обычный, плазменный или жидкокристаллический.

Влияет ли освещение комнаты на нагрузку глаз и их утомляемость при просмотре телевизора?

Да, влияет. Если ребенок смотрит телевизор или видео вечером, то надо обязательно включать освещение в комнате. При просмотре телевизора в темноте возникает яркий контраст между освещенностью помещения и экрана, и глаза быстрее утомляются. Телевизор нужно смотреть сидя. Это также важно для меньшего утомления глаз.

Статья в тему:  Как продать телевизор на авито

Статью подготовила: медицинский психолог Шахрай Е.О.

В статье использованы материалы сайтов:

Негативное влияние телевидения

Конечно же, если существует положительная сторона у чего либо, то, скорее всего она имеет и противоположное значение. Речь идет о негативном влиянии телевидения, при неправильном подходе к применению.

  1. Время. Чрезмерные посиделки перед телевизором безвозвратно крадут личное время. Это то время, которое ребенок мог потратить на игры на свежем воздухе, провести время в кругу друзей, выполняя домашние задания и многое другое.
  2. Стоп фантазия. С одной стороны, телевидение позволяет узнать много нового, но с другой, снижает развитие фантазии и воображения, заставляя подражать уже продемонстрированному на экране. Так что, всему должна быть мера.
  3. Концентрация. Ребенок, который перед телевизором просиживает по нескольку часов, в итоге страдает от дефицита внимания. Это связано с тем, что телевизор не контактирует со зрителями, а просто выдает контент. В итоге, ребенок, не получивший никакой информации, позволяющей ответить на его вопросы, становится замкнутым.
  4. Продуктивность. С этим пунктом все понятно. Если все свободное время малыш просиживает перед экраном, то само собой, что он не будет успевать выполнять ряд бытовых задач, что влечет за собой отставание во всех сферах жизни.
  5. Физическая форма. Малоподвижный образ жизни, который напрямую связан с долгим просмотром телевизора, ведет к появлению лишнего веса, а также снижению физического состояния. Ребенок становится слабей, а это чревато развитием целого ряда патологических изменений.
  6. Зрение. Постоянная фиксация на одном предмете (экран телевизора) может стать причиной развития «синдрома ленивого глаза». Ослабление глазной мышцы снижает уровень зрения, корректировка которого не только дорогостоящая операция, но и совершенно не нужная, если этого можно избежать заранее.
  7. Поведение. Взрослые уже давно поняли, что телевидение все чаще демонстрирует сцены насилия. Ребенок же воспринимает их как модель поведения, не анализируя, что хорошо, а что плохо. Необходимо тщательно подбирать программы для детей и пользоваться функцией «родительский контроль», которой оснащаются современные телевизоры.
  8. Самооценка. Просмотр фильмов или передач, где демонстрируют идеальную жизнь богатых людей, может негативно отразиться на психике малыша, снижая его самооценку и делая несчастным.
  9. Эмоциональная уязвимость. Ребенок еще слишком мал, чтобы во время просмотра передач, в которых освещается тема алкоголя, наркотиков или секса, разобраться в этих проблемах. В итоге малыш создаст искаженное понимание реальной жизни и может подвергнуться неверному психологическому влиянию.
Статья в тему:  Почему я не смотрю телевизор сочинение

Не все дети одинаковы

Нормы развития речи рассчитаны для среднестатистического ребенка, но ни у кого из нас такого «усредненного» ребенка нет. У нас есть конкретные Джо и Саманта, Марта и Питер. Несмотря на широкие различия в развитии речи, все они совершенно нормальны.

Джо начал говорить только в 17 месяцев, потому что в младенчестве часто переносил ушные инфекции. К тому же у него было двое старших братьев, и они буквально не давали ему и слова вставить. Представление о том, что дети, рождающиеся позже, разговаривать тоже начинают немного позже, в чем-то верно, хотя и не совсем. Они не получают такого количества нашего внимания и, вероятно, такого количества данных для обработки, как первенцы. Однако можно найти некоторое утешение в том факте, что к возрасту 3–4 лет вы ни за что не отличите в группе детей тех, которые произнесли свое первое слово раньше, от тех, кто сделал это позже.

А есть еще Саманта. В свои 16 месяцев она довольно прилично говорит, но не выказывает склонности называть все предметы подряд, как это делает ее старший брат Мэтт. Он сводит с ума всю семью, заучивая названия каждого предмета, который попадается ему на глаза, — дома, в музее, на дороге. А Саманте нравится встречаться с людьми и здороваться. Она говорит «привет» и «пока» каждому встреченному человеку, и хотя словарный запас у нее невелик, она также знает и некоторые этикетные формулы, такие как «пожалуйста» и «спасибо».

Марта — это нечто из ряда вон выходящее. В свои два года она — прирожденный оратор и разговаривает целыми параграфами. А еще есть Питер, у которого речь развивается очень медленно. Как признается Джессика, мама 18-месячного Питера: «Мне становится неуютно всякий раз, когда мы идем играть вместе с другими детьми. 16-месячная Элисон и 17-месячный Джейк так и выпаливают слово за словом. А Питер произносит всего два!».

Статья в тему:  Как настроить smart zala на телевизоре lg

Филлис, опытная мама еще одного ребенка из той же группы, отмечает поразительные различия между двумя своими старшими детьми. «Я веду дневник для каждой из дочек. В 18 месяцев Сюзи знала 61 слово, а Арлен — только 5». Медленный прогресс третьего отпрыска уже не так сильно беспокоит Филлис, поскольку она знает, что Арлен впоследствии освоила язык так же хорошо, как и Сюзи.

Если развитие речи у детей движется такими разными темпами, откуда нам знать, когда нужно начинать беспокоиться? Ключевым указателем являются несколько выраженных признаков. Если ребенок вообще не произносит ни одного слова к 24 месяцам и не складывает 2 слова в предложение к 2,5 годам, стоит проверить, нет ли у него какой-нибудь скрытой проблемы. А еще, если ребенок не смотрит вам в глаза, когда вы разговариваете, и кажется несколько отстраненным — возможно, есть повод для беспокойства. Если проблема действительно существует, то чем раньше произойдет вмешательство, тем лучше. Первый шаг — проверить слух ребенка и поговорить со своим педиатром.

Как телевизор влияет на нервную систему ребенка

Когда ребенок сидя недвижимо перед экраном телевизора смотрит даже детские передачи и мультики, его мозг не может усвоить все информацию. Отсутствие жизненного опыта и нервная система, которая продолжает развиваться и совершенствоваться не может проанализировать увиденное. Все это выливается в перевозбуждение нервной системы или напротив в избыточное торможение. В любом случае переизбыток информации негативно влияет на сон ребенка.

Часто родители не выключают телевизор, когда малыш засыпает. Но даже сквозь замкнутые веки глаз ребенка воспринимает определенный спектр светового потока, и нервная система не расслабляется. Таким образом сон ребенка поверхностный и неспокойный.

  • Не смотреть телевизор во второй половине дня.
  • Смотреть мультфильмы, соответствующие возрасту ребенка.
  • Находиться рядом с малышом и по возможности комментировать увиденное на экране.
  • Ложиться спать согласно режиму дня и полностью выключать свет и телевизор, чтобы нервная система маленького человека тоже отдыхала.
Статья в тему:  На какой высоте вешать телевизор в кухне

Логопедов не хватает

— Есть ещё какие-то причины, вызывающие проблемы с речью?

— Экология, продукты питания, содержащие слишком много химии, которая влияет на ребёнка ещё во внутриутробном периоде. Часто детей кормят йогуртами, колбасами, конфетами, в которых нет натуральных веществ. Всё это может повлечь изменения в коре головного мозга или в нервной системе. Но это уже органические причины, с которыми надо работать в связке с врачами.

— Как считаете, родители стали более безответственными?

— Я бы так не сказала. Те родители, кто обращается к логопедам, как раз серьёзно относятся к развитию своего ребёнка. Ведь специалистов, как правило, приходится искать самим, а за занятия — платить.

— А как же логопеды в детских садах и школах?

— Дело в том, что сейчас во многих учебных учреждениях ставку логопеда сократили. Родителям, конечно, было бы удобнее, если бы логопеды остались, ведь это решило бы многие проблемы. Но так как специалистов убрали, семьи остались без помощи, а жизнь стала более стремительной и загруженной, времени на всё не хватает. Поэтому проблемы с речью ребёнка уходят на второй план, а на первый выходят насущные заботы — обуть, одеть, сделать уроки, проследить, чтобы не заболел. Есть и просто финансовые трудности. Ведь логопедические занятия — это не один день и не два, а платить могут далеко не все.

Отсутствие специалистов в детсадах и школах только обостряет проблему. Даже если ставку логопеда не сокращают, найти хорошего специалиста на такую мизерную зарплату всё равно не могут. Вот и берутся за эту работу дилетанты. Исход печален. Иногда обращаются родители с пятилетним ребёнком, который очень плохо говорит, и на вопрос, почему же раньше вы не приходили, отвечают, что логопед в детсаду им сказал, что ребёнок к шести годам сам заговорит. И такое бывает.

Статья в тему:  Как подключить цифровое телевидение мтс к телевизору

Возможные последствия

Телевидение в нашей жизни появилось относительно недавно. С течением времени меняется не только формат передач, качество изображения, но и сам телевизор – от простых ламповых мы пришли в эру жидкокристаллических экранов. В связи с этим у родителей и возникают вопросы, действительно ли голубой экран опасен? Разберемся по порядку.

    Зрение. Долгое время офтальмологи говорили о том, что если ребенок много смотрит телевизор, то это ухудшает зрение, способствует развитию близорукости. Особенно опасен он для детей до 3 лет. Но в 2000 году Ли Даффнер, доктор Американской академии офтальмологии, после ряда проведенных исследований доказал, что просмотр телепередач вызывает не физическое повреждение глаз, а их перенапряжение, усталость.

Если телевизор ваш ребенок смотрит боком, достаточно близко садится к экрану, начинает часто моргать или щуриться, то это потому, что проблемы со зрением уже существуют. Затягивать с визитом к врачу за консультацией не стоит.

  • Речь. В 2008 году Дмитрий Христаксис, профессор Института Сиэтла и Университета Вашингтона, после многолетних исследований доказал, что дети, регулярно просматривающие телевизионные передачи в грудном возрасте, в шесть раз чаще страдают нарушениями развития речи. Связано это вовсе не с тем, какой смысл они несут, так как малыш еще не способен воспринимать и анализировать информацию, а с тем, что теряется связь между мамой и ребенком. То время, которое можно было посвятить игре и беседе, развивая словарный запас малыша, тратится на просмотр видеоряда, который не имеет никакой смысловой нагрузки. Соответственно, нарушается восприятие устной речи.
  • Нервная система. Незрелая нервная система грудного ребенка, соприкасаясь с телевидением, может отреагировать по-разному. Перевозбуждение, особенно при небольшой температуре или легком недомогании, становится причиной капризов, истерик, неконтролируемых страхов – все это порождает проблемы со сном. А сон для детей, несомненно, важен, он влияет на гармоничное физическое и психологическое развитие. Некоторые неврологи отмечают взаимосвязь судорог у детей и мерцания экрана. Доктор Христаксис отмечает, что просмотр телевизора имеет накопительный и отложенный эффект, проявляться который может уже в школьном возрасте гиперактивностью и дефицитом внимания.

    Статья в тему:  Как установить интерактивное тв ростелеком на телевизор

    Слишком много мультиков

    В самих мультфильмах нет ничего плохого. Здесь вопрос, скорее, в количестве, качестве и их своевременности с точки зрения возраста.

    Дети, которые смотрят много мультфильмов, часто разговаривают целыми фразами из них, но при этом они не понимают, куда вставлять эти фразы в живой речи, и порой употребляют их невпопад.

    Во время живого общения идет коммуникация, ребенок глубже понимает значение произнесенных слов, он постоянно что-то уточняет или сам объясняет. Он понимает, что речь не только обозначает какие-то конкретные предметы и явления, но передает эмоции, мысли, фантазии, развивает умение сравнивать и делать выводы. А если ребенок только смотрит в экран и повторяет как попугай пусть даже сложные речевые конструкции, то никакого развития мышления и речи не происходит.

    Что делать родителям:

    Родители должны контролировать время, проведенное ребенком у экрана телевизора, компьютера или планшета. Особенно это важно для детей младше трех лет. Я бы лично вообще не рекомендовала им смотреть мультфильмы. Понятно, что маме нужно готовить еду, работать или заниматься с другим ребенком, но старайтесь придумать для ребенка какую-то альтернативу мультикам. Для развития речи полезны занятия мелкой моторикой: посадить малыша перебирать пуговицы или лепить из пластилина куда лучше, чем посадить его перед экраном.

    Также хорошо влияет на развитие речи совместное чтение книг. Хотя, казалось бы, ребенок точно так же слушает читающую маму, как и мультфильмы. Так в чем разница и почему чтение полезно? Разница есть: ребенок не просто зритель — он полноправный участник. Особенно если мама читает правильно: задает вопросы, делает отступления, спрашивает, кто в книге добрый, кто плохой, и почему. Сначала малыш не может ответить — он просто слушает, что говорит мама, и кивает. А спустя какое-то время ребенок уже сам может рассказать что-то про героев и ответить на вопросы.

    Статья в тему:  Как выбрать вай фай адаптер для телевизора

    Влияние видеопросмотра на развитие детей: научные исследования

    В 2014 году 276 добровольцев в возрасте 5-18 лет, смотревшие телевизор до 4 часов в день (в среднем — 2 часа), приняли участие в исследовании Университета Тохоку (Япония). Ученые сделали им МРТ головного мозга, после чего проанализировали результаты и пришли к заключению: чем дольше ребенок смотрел телевизор, тем больше это сказывалось на развитии его мозга, вплоть до снижения вербального интеллекта.

    В 2013 году ученые из Новой Зеландии изучили первые 26 лет жизни более 1000 людей и установили, что факт длительного просмотра телевизора в раннем детстве (в исследовании принимали участие дети начиная с 5 лет) увеличивал вероятность судимости и развития асоциальных черт в будущем. Например, каждый «лишний» час, проведенный перед телеэкраном, увеличивал риск возникновения судимости на 30%.

    В 2005 году было опубликовано исследование о взаимосвязи просмотра телевизора с нарушениями графика сна у детей до 3 лет. Изучив более 2000 малышей, исследователи констатировали, что «просмотр телевизора младенцами и детьми младшего возраста связан с нарушением регулярности графика их сна. Однако для более точных выводов необходимы дополнительные исследования».

    По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector