Как разобрать пылесос: диагностика неисправностей, очередность разборки корпуса и мотора
Неисправность насадки, шланга, фильтра легко определить по визуальным признакам. Сложнее проблема состоит с электрической частью. Причиной плохой работы пылесоса является неисправный двигатель. Однако мотор может плохо работать из-за дефекта кабеля, кнопки включения или сгорания детали на электронной плате.
О начале неправильной работы сигнализируют следующие признаки:
- После включения агрегата появился усиленный гул. Пылесос может работать, но первый звонок уже сигнализирует о скорой поломке двигателя.
- Слабая сила всасывания мусора наблюдается при дырявом шланге, забитом пылью фильтром или повреждении рабочей насадки. Если дефекты этих элементов не выявлены, проблема кроется в моторе или электронной плате.
- Если обороты двигателя плавают или не регулируются колесом, из строя вышел электронный блок, стерлись щетки или загрязнился коллектор якоря мотора.
- Сильный грохот, свист или заклинивание двигателя сигнализирует о поломке подшипников. Если дело дошло до заклинивания, существует вероятность сгорания обмотки статора или якоря.
- Не с первого раза может включаться пылесос при поломке кнопки пуска. Когда во время уборки пылесос замолкает и вновь начинает работать – поврежден сетевой шнур. Неисправность часто кроется внутри вилки, а также на участках частых изгибов кабеля.
При возникновении любой поломки бытовой прибор следует разобрать и отремонтировать.
Пылесос “Ракета 7м”
Этот малыш по праву считается самым популярным из всех. Ведь стоил аппарат совсем недорого, но при этом благодаря мощности 400 Вт. справлялся, казалось, даже с непосильной для него работой. Кроме этого в комплекте пылесоса поставлялась небольшая полка для хранения инструментов и приспособление, которое использовали для побелки, также давались две дополнительные щетки, так как в процессе работы основные очень сильно изнашивались.
Устройство пылесоса «Ракета» было достаточно простым. В середине корпуса располагался надежно закреплённый механизм, который всасывал в себя воздух. С другой стороны он плотно упирался в заднюю крышку, где крепился выключатель. Мусоросборник был изготовлен из качественной плотной ткани и крепился в передней части пылесоса. Наверху пылесоса располагалась ручка, с помощью которой его можно было без усилий носить по квартире. Также встроенный в ручку индикатор, указывал на степень наполненности мешка для мусора.
Как устроен двигатель пылесоса
За фильтрами грубой и тонкой очистки воздуха прячется вентилятор тангенциального типа. Воздух входит по центру, выбрасывается на периферию, продвигаясь, поступает в комнату через HEPA фильтр, улавливающий частицы размером единицы микрон (микрометров). Лопасть прикрыта крышкой, деталь выполнена в виде алюминиевых изогнутых перегородок между двумя металлическими плоскостями. Получаются замкнутые каналы. Двигатель охвачен пластиковым кожухом (традиционно белого цвета), в котором прорезан выходной тракт потока.
Это интересно! Из-за наличия тангенциального вентилятора КПД пылесоса едва достигает 20-30%. При мощности потребления 1600 Вт всасывание составит 350 Вт.
Щетки крепятся в шахтах, новичкам полезно знать: это типичный карандашный графит (углерод, уголь). Можно при необходимости заточить детали, подгонять нужным образом, чтобы стали по месту. Если площадь соприкосновения с коллектором невелика, нестрашно, постепенно щетки приработаются. Кончики слегка сточатся полукругом внутрь. Каждая щетка прижата пружинкой, через которую проходит ток, мера обеспечит длительный ресурс изделиям. Углерод будет работать, пока не износится до основания. Однако медный коллектор должен быть чистым. Протрите любимым средством при необходимости, снимите оксидную пленку до медного блеска.
Вал крепится к статору двумя подшипниками. Разного размера, чтобы легче вести разборку двигателя пылесоса. Передний подшипник большой, задний – маленький. Вал осторожно выбивается из статора подходящими средствами (пневматический сниматель), помогает умеренный нагрев. Подшипники снабжены пыльниками. Хотя пылесос создает вакуум, грязь туда тоже проникает. Пыльники аккуратно снимаются отверткой при необходимости смазать детали. Подходят: состав HADO, Литол – 24, EP – 2. Смазка закладывается внутрь, пыльник ставится на место.
Процесс разборки
Разбирать пылесос нужно в строго определенном порядке:
- Сначала снимается контейнер для сбора пыли и два фильтра: передний и задний;
- Крестовой отверткой выкручиваются все болты, под вынутым фильтром;
- Теперь нужно снять корпус пылесоса. Для этого сначала приподнимается его передняя часть и только потом вся остальная. Корпус вынимается легко, без приложения больших усилий;
- Можно приступать к небольшой чистке корпуса пылесоса и корпуса электродвигателя. Вся пыль убирается простой кисточкой или сухой тряпкой.
Для удобства, работы по прочистке лучше выполнять на улице.
Для примера рассмотрим модель тайфун-м. Модель была выпущена в 1990 году. Выпускался на заводе Металлист. Аппарат отличается небольшими размерами и весом. Обладает следующими характеристиками:
- Потребляемое питание 600 Вт
- Сила всасывания 210 Вт
- Уровень шума 50 Гц
- Модель двигателя АВ-600
- Для легкого передвижения тайфун оснащен колесиками
- В комплекте пластмассовый шланг с трубкой. Аксессуар обладает только минусами — гнется, рвется. Зачастую неповоротливый аксессуар гнется в месте соединения с наконечником.
- Отсутствует регулировка мощности
Советские семьи использовали аппарат не только в целях уборки, но и в других направлениях. Например, им сушили волосы и одежду.
В роли пылесборника выступает мешок для сбора мусора. Для прочного крепления трубка входит в отверстие пылесборника на 3 см.
Схема
Рассмотрим схему сборки пылесоса Тайфун:
В цепи надо использовать регуляторы, конденсаторы переменного тока. Выбирайте показатели не меньше 275 В переменного тока или 630 постоянного тока. В цепи имеется коллектор движка — место, где может происходить скачки напряжения. Поэтому неправильно выбранная деталь приведет к порче платы. Для задержания помеха на пути к фильтрующему элементу устанавливается дроссель.
Первоначально справа от мотора прибора находится фильтрующий элемент, который присоединен длинными проводами. От длины зависит излучение помех.
Для усовершенствования домашнего помощника можно:
- приглушить уровень производимого шума
- встроить регулятор мощности
- встроить защиту от перегрева
- встроить индикаторы
Для снижения уровня шума, можно заменить уплотнители агрегата, а так же можно установить шайбы из плотной резины на стороне кожуха. Для большего эффекта можно установить звукоизолирующую прослойку, которая поможет справиться с поглощением шума.
Для качественного ухода внутренних деталей, можно убрать старую смазку, обезжирить элементы и нанести новую пасту. А так же не стоит забывать об уборке пыли.
Разбираем и собираем Тайфун
Для разбора следует найти несколько видео роликов, которые помогут справиться с нелегкой задачей. Для того, чтобы добраться до мотора следует снять крышку, которая держится зажимами. В нижней части аппарата расположен отсек для пылесборника. В верхней съемной части находится мотор. Для разбора придется по очередности раскручивать шурупы. И вскоре появится возможность добраться до схемы питания.
Проведя все нужные манипуляции нужно собрать пылесос в обратной последовательности. Но стоит помнить, что если у вас нет необходимых навыков, то заниматься ремонтом самостоятельно не стоит.
Особенности ремонта и частые поломки
Основными поломками считаются:
- нагревание
- поломка мотора
- рассыпание подшипника
- поломка колпачков на щеткодержателях
Кроме перечисленных поломок, могут образоваться незначительные поломки, такие как выход из строя пылесборника или фильтра. Заменить фильтрующий аксессуар можно прикупив набор top house, который обойдется в 200 рублей. Главное хорошо прикрепить выходное отверстие к мешку, чтобы мусор и пыль не скапливались внутри аппарата.
Главной поломкой считается выход из строя мотора. К сожалению, если вы столкнетесь с проблемой, то найти мотор на данную модель почти невозможно. Придется искать время на поиски комплектующих, которые подойдут к пылесосу Тайфун.
Нагревание пылесоса не избежать. Нагреваться корпус начинает спустя 30 минут работы. На выходе поток воздуха может достигать до 60 градусов.
По отзывам пользователей, после долгой эксплуатации, начинают рассыпаться подшипники. С данной поломкой можно справиться самостоятельно.
Для удержания щеткодержателя можно использовать колпачки, крепежи, а так же смастерить собственные крепежи из материалов. Для уплотнения соединения с щеткой можно на отверстие нанести скотч, решающий проблему выскальзывания ручки.
Разборка мотора пошагово
Для демонтажа двигателя необходимо иметь определенный инструмент и знать последовательность действий, а также нюансы, характерные моторам некоторых марок пылесосов.
Материалы и инструменты для разборки двигателя
Чтобы демонтировать мотор, нужно иметь под рукой такой инструмент, как плоскогубцы, ножовка, круглый напильник, небольшие тиски, два деревянных бруска, ключ на 12.
Алгоритм разборки
При разборке мотора правильно придерживаться следующего алгоритма действий.
- Извлечение щёток. Процесс не вызывает никаких затруднений. В некоторых двигателях приходится открутить пару болтов, а в других ─ и того проще.
- Снятие кожуха крыльчатки. Его края приходится местами отогнуть от корпуса двигателя, а затем снять, легко постукивая молотком.
- Снятие крыльчатки. Эта процедура самая сложная и опасная, поэтому способы ее осуществления вынесены в отдельный подраздел.
- Удаление подшипников. Манипуляция проводится при помощи съёмника.
Способы снятия крыльчатки
Снять крыльчатку с двигателя ─ задача непростая, так как гайка, которую следует открутить, находится в очень неудобном месте. Обычно для этого процесса используют три способа.
- Вместо снятых щёток вставляют деревянные бруски соответствующих размеров, чтобы они немного выходили наружу. Концам, упирающимся в ротор, придают форму полукруга при помощи напильника. С обеих сторон бруски зажимаются тисками таким образом, чтобы не повредить ротор, но в то же время обеспечить его неподвижность при откручивании гайки.
- Около 20 см мягкой изолированной проволоки сечением до 2,5 мм петлёй надевают на заднюю часть якоря, а затем, проворачивая якорь по часовой стрелке, наматывают на токосъёмник. Конец провода крепится к корпусу двигателя. После этого гайку можно открутить.
- Третий способ требует от ремонтника ювелирной точности: нужно пропилить на торце вала, где сидит гайка, шлиц для отвёртки. Это можно сделать при помощи дрели или ножовки по металлу. Затем одной рукой при помощи отвёртки удерживают вал от вращения, а другой ─ откручивают гайку. Наглядно процесс можно посмотреть на видео.
Есть и четвёртый способ, но не гарантирующий целостность обмотки. Он заключается в том, чтобы расклинить вал якоря при помощи тонкой отвёртки, пропустив её через отверстие на торце мотора. Инструмент осторожно вставляется в зазор между ротором и статором. Гайка обычно сидит очень крепко, и приходится приложить много усилий, чтобы ее открутить.
Совет! Нужно всё время помнить о том, что гайка отворачивается по часовой стрелке. Прежде чем приступить к этой работе, следует ее обработать проникающей жидкостью и несколько минут подождать.
Особенности снятия крыльчатки на моторах разных брендов
Вышеописанные способы снятия крыльчатки подходят для пылесосов LG, Samsung, Karcher, Tomas twin tt и других.
На заметку! По мнению многих специалистов, продукцию фирмы Bosh лучше в домашних условиях не ремонтировать.
Особую сложность представляет собой снятие крыльчатки с мотора без гайки. Это касается некоторых моделей Philips, Zemler. На месте гайки там стоит запрессованная шайба. Подцепить её нет никакой возможности, но есть один способ решить эту проблему. В шайбе делают два отверстия слева и справа от оси. Нарезают в них резьбу. Берут небольшую металлическую пластину и высверливают в ней три отверстия чуть большего диаметра, чем на шайбе. В среднем из них нарезают резьбу. На торце оси делают выемку. Через крайние отверстия пластины свободно пропускают болты и вкручивают в резьбовые отверстия на шайбе. Один болт закручивается в середину пластины и идёт на выемку торца. Получается своего рода съёмник. Прокручивая центральный болт по часовой стрелке, крыльчатку снимают с оси.
Некоторые модели двигателей не вызывают больших проблем при демонтаже. Мотор пылесоса Ракета легко разбирается при помощи длинной отвёртки. Однако гайка крыльчатки на нем снимается против часовой стрелки. Одной рукой нужно держать якорь, а другой ─ откручивать гайку. Также легко проделать эту операцию с двигателем Vitek.
Признаки фатальных поломок мотора
Всё вышесказанное о разборке двигателя не имеет смысла, если он не подлежит ремонту. Мотор не выходит из строя мгновенно. Проявлениями близкого конца могут быть следующие признаки:
- двигатель свистит и сильно гудит;
- при работе ощущается запах гари;
- перегревается корпус пылесоса;
- аппарат отключается после 10-15 минут работы.
Подобные проявления могут указывать и на менее серьёзные проблемы, но игнорировать их нельзя. Если все симптомы свидетельствуют о том, что двигатель вышел из строя, придётся заменить его новым.
Как разобрать пылесос ракета 9а
В независимости от производителей и типов пылесоса, основное отличие заключается в качестве, мощности и дизайне.
Самым же главным в пылесосе является электродвигатель который и создает вакуум а в результате и всасывает пыль и разные частицы через специальные фильтры сквозь которые проходит лишь воздух.
В разных типах таких устройств эти фильтры разные, и колбы и просто мешки и цыклонного типа пылесосы.
Но наибольшего внимания во всем этом устройстве требует именно двигатель и изредка электронная схема управления мощностью (оборотами).
Ремонт двигателя своими руками не сложно осуществить, если поломка несложная и двигатель еще работает но слышен тяжелый ход мотора (при выключении) или двигатель начал тарахтеть или сильно гудеть, бывает пылесос сильно греется за короткий период времени.
Сердцем пылесоса, как мы уже разобрались, является двигатель и как правило коллекторный.
Что же из себя представляет такой движок?
Двигатель размещен в корпусе где прячутся лопасти крыльчатки вентилятора. Он тангенциального типа, где воздух втягивается по центру и выходит через периферию и через задний фильтр уже выходит наружу.
Щетки в двигателе размещены в специальных шахтах из латуни, как правило это обычный углерод виде графита. Со временем щетки притираются к валику коллектора, их серединка стачивается и они стают слегка полукруглыми за счет чего и увеличивается плосща соприкосновения с площадками коллектора. Щетки в своих шахтах прижаты пружинками, создавая нужное прижатие графита, в процессе роботы, к коллектору. Щетка будет работать до того времени аж пока не сотрется и пружина не сможет должным образом соприкасать графит к коллектору.
Необходимо следить за чистотой самого вала коллектора, чистить от нагара если это необходимо и снимать слой окисла до медного блеска.
Вал крепится к статору на два подшипника разного размера, как правило это сделано для того чтоб было легче разбирать его. Передний как правило большой, а задний поменьше.
Вал осторожно выбивается из статора с помощью любых подходящих инструментов. Дальше смотрим на ход подшипников,из за пыльной роботы они засоряются не смотря на наличие пыльников. При необходимости, пыльники аккуратно снимаются тонкой отверткой или шилом, промываются струей WD-шки после чего шарики необходимо смазать, например смазкой типа Литол-24 или ЕР-2, после чего пыльник ставится на место и защелкивается в свои пазы в самом подшипнике.
Разборка пылесоса
Чтобы начать какой то ремонт или профилактику работы пылесоса, необходимо снять корпус. В каждой модели методы свои.
Прежде всего снимаются все фильтра которые затрудняют доступ к мотору, раскручиваются винты корпуса, в том числе и потайные (под кнопками например). Открутив все винты нужно аккуратно попробовать разобрать корпус, если это не удается присмотритесь где еще могут быть защелки или дополнительные винты, если на это не обратить внимание можно сломать корпус.
Дальше отсоединяется весь электрический монтаж, как правило соединения сделаны на разъемах.
Пластиковый корпус двигателя откручивается от станины, после чего двигатель извлекается из своего пластикового корпуса.
В некоторых моделях проще и сам мотор закреплен в корпусе пылесоса в специальных резиновых пазах-уплотнителях или же прикручен намертво к общему корпусу пылесоса.
Разборка электродвигателя пылесоса
Чтобы разобрать двигатель и снять крыльчатку вентилятора прежде всего будем снимать переднюю часть кожуха (над крыльчаткой). Берем тонкий металлический предмет, можно отвертку и аккуратно отгибаем с боку кожуха чтоб отвертка прошла немного в середину, дальше аккуратным движением выдвигаем верхнюю часть кожуха в результате чего нам стает доступна вся крыльчатка.
Гайка на крыльчатке как правило имеет левую резьбу (но бывают исключения) Пробуем открутить ее придерживая рукой крыльчатку, если она прокручивается и таким способом не получается открутить гайку, есть один отличный способ
Итак.. берем хороший многожильный проводок сечением больше 1.5мм в плотной резиновой изоляции (чтоб предотвратить скольжение). Просовываем такой проводок и обматываем вал коллектора 2-3 раза, виток к витку и растягиваем в разные стороны тем самым фиксируя вал неподвижно.
Удобней всего делать это вдвоем, один человек фиксирует коллектор с помощью растянутых в стороны концов провода, а второй откручивает гайку на диске вентилятора.
Способ очень удобен и безопасен для фиксации якоря. Таким же способом при обратной сборке и затягиваем гайку.
После снятия крыльчатки вентилятора откручиваем винты корпуса, к этому моменту щетки уже должны быть сняты.
Дальше аккуратно вытягиваем якорь, при необходимости немного страгивая покручивая верхнюю часть.
При необходимости подшипники снимаются с помощью доступного инструмента или специальных резьбовых съемников. В особо тяжелых случаях, бывает подшипник “прикипает” намертво с втулкой, применяют специальный гидравлический пресс для снятия подшипников.
Основные причины поломок пылесоса
- подшипники
- щетки
- предохранитель
- сетевой провод
- не контакт в выключателе
- обмотки двигателя, обрыв или перегорание обмотки (статора или ротора)
- выход из строя конденсатора
- поломка электронной схемы регулятора мощности
Падение мощности и силы всасывания.
Чаще всего причиной бывает или забитые фильтра или неисправность подшипников.
Фильтра необходимо почистить и проверить работу снова, проверить также работу (тягу) пылесоса без фильтров, так как бывает что обычная чистка фильтра не помогает и его уже нужно заменить.
Если же тяга без фильтров не дает прежней рабочей тяги, придется разбирать пылесос, крыльчатка на нем должна легко провернутся пальцем без особых усилий. Дополнительно снимаем и осматриваем щетки и чистим коллектор от нагара, с помощью наждачки нулевки или кусочком обычной ткани.
В некоторых случаях нарушается герметичность шланга, это может быть как нарушение целостности самого шланга так и соединительных патрубков на концах шланга, попросту шланг немного выскальзывает из них.
Пылесос не включается.
Если с напряжением в розетке все нормально, разбираем пылесос и в первую очередь осматриваем предохранитель и сетевой шнур, особенно в самом конце шнура на намоточном барабане в местах пайки.
Если есть тестер – прозваниваем на наличие контакта.
Могла сломаться кнопка включения или в ней просто нарушен контакт, бывает засоряется, опять же с помощью тестера убеждаемся в исправности кнопки.
Если все элементы были прозвонены тестером и напряжение без проблем приходит на щетки двигателя, а сами щетки при этом не стертые то скорее всего вам предстоит дорогостоящий ремонт двигателя или попросту его замена так как в большинстве случаев целесообразней поставить новый мотор чем чинить подуставшый старый делая перемотку.
Если пылесос долго работал и не включается то вполне возможно что сработало защитное термореле на самом двигателе в результате перегрева – в этом случае ремонтировать нечего не надо, достаточно будет оставить пылесос для остывания двигателя.
Не регулируются обороты двигателя пылесоса.
Самой частой причиной такой неисправности есть пробой симистора при котором напряжение через него не регулируется а свободно проходит сквозь него без всякого управления. Возможно выход из строя данного элемента а возможно и потеря контакта на одной из ножек этого элемента на плате.
Немного придавив ручку регулятора оборотов можно убедится исправен ли сам регулятор или может в нем нарушен контакт и ползунок регулятора не контачит к своей площадке.
Пылесос испускает посторонний запах и горячий воздух.
Прежде всего нужно убедится не забит ли всасывающий вход, осмотрите шланг, проверьте силу втягивания на входе и меняет ли звук работы двигателя при затыкание входа ладошкой. В случае удовлетворительной работы со стороны всасывающей системы, можем предположить о неисправности двигателя а скорее всего щеток.
Пылесос гудит и тарахтит – причиной сего действа двигатель, а в частности его подшипники. Скорее всего они нуждаются в дополнительной смазке или при наличии большого шата вокруг своей оси, замене на новые.
Шнур не затягивается при нажатии на кнопку или постоянно затягивается во время работы – нарушение работы смоточного барабана, возможно лопнула пружина, ослабла или наоборот чересчур натянута.
Осматриваем прижимной ролик кнопки и при необходимости, сняв барабан, подматываем или отматываем провод на барабане – меняя натяжение самого барабана на нужное нам.
Электрическая схема пылесоса
Как правило она не бывает сложной и в большинстве моделей довольно стандартная.
Как разобрать корпус
Любая инструкция иллюстрирующая, как разобрать пылесос, начинается с алгоритма вскрытия корпуса устройства. Оно, в свою очередь, может быть как частичным, так и полным.
Первый вариант необходим при замене пылевых мешков, очистки контейнера и фильтров. При необходимости диагностики состояния двигателя проводят полную разборку, для которой потребуются инструменты. Зачастую они присутствуют в комплекте к выбранной модели пылесоса.
Полную разборку желательно проводить для любой модели хотя бы раз в год. Несмотря на наличие системы фильтров, пыль может оседать на крыльчатке вентилятора и самом моторе. Излишнее скопление грязи может привести к постепенному выходу устройства из строя.
Как разобрать пылесос для визуального осмотра, подскажет следующий алгоритм:
- Устройство выключают из сети, демонтируют все внешние части – снимают шланги, открывают крышку, вынимают пылесборник и фильтры. Если насадки пылесоса, идущие в комплекте, располагаются в специальном отсеке корпуса, их следует также удалить.
- Перед разбором корпуса, прежде чем следовать алгоритму, как открыть пылесос, важно изучить его строение на предмет наличия крепежей. В противном случае велик риск сломать пластиковый кожух устройства.
- Все крепежные детали необходимо расположить в отдельном месте и подписать по необходимости, чтобы не запутаться в процессе сборки.
После снятия и разбора всех деталей корпуса приступают к изучению внутреннего содержимого мотора.
Советы
Прежде чем отсоединить проводку двигателя пылесоса Самсунг, ее необходимо сфотографировать.
В дальнейшем, при обратном подключении отремонтированного (или нового) мотора, сверка со схемой на фото поможет избежать короткого замыкания.
Выкручивая гайку крепления ротора нельзя стопорить якорь электродвигателя острым металлическим предметом (например отверткой). Резкое движение и обмотка повреждена, что влечет за собой полную замену двигателя пылесоса.