Как заправить домашний кондиционер самому: подготовка и простые инструкции
По статистике даже самый качественный кондиционер теряет в течение сезона до 8% закачанного хладагента. Значит, по меньшей мере, 1 раз в 2 года домашняя климат-система нуждается в дозаправке фреоном.
Явным признаком необходимости такого обслуживания становится увеличение времени набора заданных климатических параметров. Однако однозначно судить о том, что пришла пора заправлять кондиционер, достаточно сложно.
Причиной потери холодопроизводительности может стать не только утечка хладагента. Не меньшее влияние оказывает на нее загрязнение испарителя и конденсатора, радиаторов, проблемы с работой вентиляторов внешнего блока сплит-системы.
С высокой долей достоверности можно судить о необходимости заправки хладагентом только в случае, если система с правильной периодичностью проходит профилактику, а после чистки компонентов производительность по холоду так и не вышла на оптимальный уровень.
В процессе эксплуатации требуется периодическая заправка
Частота очистки оборудования во многом зависит от места расположения блока:
- Сплит системы на 1-4 этажах нужно чистить перед началом каждого сезона.
- При установке блоков на высоте 5 — 8 чистку можно производить 1 раз в 2 года;
- Блоки на 9 этаже и выше нуждаются в чистке не чаще, чем 1 раз в 3 года.
Большинство владельцев техники не имеют представления, как заправить домашний кондиционер самому. В действительности, процесс этот не столь сложен, однако потребует определенных знаний об устройстве оборудования, наличия специфических приборов и инструментов, навыков их использования.
При этом некоторые ошибки (например, избыточное количество хладагента в системе) могут привести к совершенно противоположному результату – вместо восстановления рабочих параметров климатическая установка полностью выйдет из строя. Чтобы исключить такой неприятный исход душе доверить работу по заправке специалистам сервисного центра.
Еще одним веским аргументом в пользу такого решения является весьма незначительная экономия при самостоятельном выполнении работ (в лучшем случае она составит 2-3 тыс. руб.).
Зачем вообще решили использовать R-1234yf?
Как и многие новшества в автомобилестроении, использование фреона R-1234yf обусловлено экологическими соображениями. С 2011 года новые модели автомобилей, а с 2017 года все новые транспортные средства в ЕС, оснащенные системами кондиционирования, должны выпускаться с использованием газов, обладающих потенциалом глобального потепления менее 150. У R134a он равняется 1300, в то время как у R-1234yf изначально составлял всего 4, а по последним исследованиям и вовсе близок к единице.
Принцип работы
Автокондиционер состоит из нескольких элементов:
- Компрессора, обеспечивающего постоянную циркуляцию фреона по контуру системы охлаждения;
- Конденсатора – теплообменника. В данном узле накапливаются и конденсируются пары фреона с дальнейшим выделением тепла;
- Испарителя, выступающего в качестве теплообменника. Именно в нем происходит испарение жидкого фреона и отбор тепла;
- Ресивера-осушителя, через который производится очистка и осушение хладагента;
- Трубопроводов;
- Расширительного клапана;
- Охладительного вентилятора;
- Системы автоматики (предохранители, датчики и так далее).
По сути, автокондиционер имеет три основных элемента – компрессор, испаритель и конденсатор. Все остальные детали выполняют вспомогательную роль.
Работает система по следующему принципу.
Фреон находится в замкнутом контуре. Под действием компрессора хладагент нагревается и под давлением отправляется дальше по системе.
На его пути оказывается конденсатор, где хладагент охлаждается и превращается в сжиженный газ.
После этого фреон попадает в ресивер-осушитель, с помощью которого происходит отфильтровывание грязи и мусора.
Далее хладагент проходит через многочисленные трубки системы и поступает к расширительному клапану.
После охлаждения фреон отправляется в испаритель (находится непосредственно в салоне авто) и попадает в салон. После этого хладагент направляется в компрессор.
Все – цикл замкнут. К слову, кроме охлаждающей функции испаритель еще и эффективно осушает воздух.
Собрался поставить кондей на Витару, а т.к его здесь не стояло пришлось прикупить некоторые девайсы ,компрессор с Эскуды и испаритель с корпусом (с ебэя с гео трекера за 3000тыр)жду посылку. Трубки штатные уж больно дороги,поэтому решил заменить их шлангами высокого давления и заправить систему пропаном, для ентого газа Р в системе на порядок ниже и не уходит он сильно через шланги, доступен и t кипения у него -42гр, что снижает нагрузку на систему и расход бенза на работу кондея. Че получиццо отпишу позже.
гы. а воспламеняется пропан при какой температуре, в случае утечки.
ну нах. я бы не стал 🙂
Ну вопще то все современные холодильники работают на изобутане(горючий газ типа пропана R600) в автомобильном варианте довольно безопасен (хорошая вентиляция)малый объем и попробуйте исче создать взрывоопасную концентрацию,при слабой утечке ниче не будет,при сильной еще надо чеб искра была. Холодильщики заправляют холодильники пропаном, но вы об ентом можете и не знать. ПРОШУ УЧЕСТЬ , Я НИКОГО НЕ ПРИЗЫВАЮ ЗАПРАВЛЯТЬ СВОИ КОНДЕИ ПРОПАНОМ.
Последний раз редактировалось russian12; 20.06.2010 в 19:21 .
Ну а в случае утечки R134,которым заправлены большинство кондеев, и курении в салоне образуется замечательный газ ФОСГЕН . про его действие кому то напомнить. )))))
Последний раз редактировалось russian12; 20.06.2010 в 19:27 .
о фреоне и фосгене – лишний повод не прокуривать салон.
не призываешь, значит. тогда сначала думай, а потом пиши. а лучше вообще не пиши. пропан – это не вода в коллектор.
Последний раз редактировалось Vad_63; 20.06.2010 в 20:22 .
2 russian12
вообще – тема уматная, отпишись о результате, может это здравая тема, а то я заколебался уже заправлять каждое лето 134-й и не курю я :-)))
у меня один знакомый друг с Владика занимался раньше холодильниками и перепробовал различные комбинации газов для заправки. Пробовал и пропан в автомобильный кондей, говорит нормально работал!
🙂 с нетерпением жду когда руки у автора дойдут до урана
А в случае аварии. 600 грамм бутана. не боишься.
Хотя ездят же как-то на газе машины.
Кстати у меня как-то в районе выпускного гибкий шланг от кондиционера лопнул. старый был. все под копотное в масле было. если бы там был пропан это было бы весело.
Мне кажется под пропан лучше металлические трубки ставить. чтоб резкой утечки не произошло.
В общем с нетерпением ждем результатов :))))
Кстати менял себе трубку на кондишки обошлись в 1500р вместе с осушителем.
Откуда там 600 грам взялось?
В пустой кондей последний горе-мастер смог надавить всего 85 грамм 134-го.
Это был наверное горе мастер ;)))
а про 600 грамм написано в азбуке по эскудо. раздел про кондиционер. вот.
Ну сам посуди на такую здоровую систему меньше рюмки 😉 ? по стенкам размажется. ;)))
М-м-м, возможно ты и прав, но своими глазами видел счётчик расхода.
Сейчас ищу координаты мастерни, где полностью ревизию кондиц. системе сделают.
надёжную и с гарантией.
Если есть данные, просьба поделиться в личку.
Но, право же, мы отвлеклись от темы .
Итак – пропан.
А в случае аварии. 600 грамм бутана. не боишься.
Хотя ездят же как-то на газе машины.
Кстати у меня как-то в районе выпускного гибкий шланг от кондиционера лопнул. старый был. все под копотное в масле было. если бы там был пропан это было бы весело.
Мне кажется под пропан лучше металлические трубки ставить. чтоб резкой утечки не произошло.
В общем с нетерпением ждем результатов :))))
Кстати менял себе трубку на кондишки обошлись в 1500р вместе с осушителем.
Ну т.к у мну Витара (левый руль) то шланги от кондея около выпускного коллектора вообще не проходят,испаритель с другой стороны. При заправке пропаном газа нужно на порядок меньше,заправляют парами. Как сделаю отпишусь.
Заправка фреона какой нужен.
- Авторизуйтесь для ответа в теме
#41
Вроде не весна уже и обострение должно пойти на спад у этого дебила, а нет -его все так же прет.
Не знаю, может мне конечно кажеться, но по моему вам моя глубокая мысль, что любой кондиционер, можно запросто вместо фреона заправить обычным пропан-бутаном кажется не по плечу. Тренироваться надо, таблицу умножения до конца доучить, тогда может по проще будет.
Любой холодильник, любой кондиционер можно заправить пропан-бутаном, взятым прямо из газового балона, единственный минус, так это взорваться может. Причем под капотом всегда трамлерчик крутиться, а там и искра для запала всегда есть. Или вы устройство ваккумной бомбы знаете только по наслышке.
Слушайте, а давайте на вашем 550 мерине такой вот эксперимент поставим, возьмем да и заправим у него кондишен пропан-бутаном. Холодить будет в сто раз лучше, чем на фреоне, а потом дырку сделаем в конденсаторе, ну типа камушек на дороге попал, только вы уж из мерина своего не выходите, сидите и ждите когда рванет. Особое внимание уделите мотору, внимательно смотрите в какую сторону он улетит, а то без двигателя вы свой 550 мерин с учета снять не сможете.
Пропан-бутан является штатным хладогеном для промышленных холодильников, для которых фреон является слишком дорогим удовольствием. Ну и чего бы его не лить в автомобильные кондиционеры, уж выехать то за ворота СТО вы не взорвавшись всегда успеете. А может и не взорветесь вы вовсе, может всё нормально будет и на следующий год вас еще и перезаправят и опять пропан-бутаном. А нахрена покупать где-то дорогущий фреон, когда этого пропана-бутана завались на любой газовой заправке, ну если клиентам вообще по фигу что им в кондиционер заправляют.
Сообщение отредактировал Медвед Инкорпорейтед: 31.05.2013, 19:35:50
Наверх
#42
Сообщение отредактировал Kot_ya: 01.06.2013, 09:50:22
Наверх
#43
наберите в гугле антон denso сервис
Наверх
#44
наберите в гугле антон denso сервис
Сообщение отредактировал infrmark: 02.06.2013, 19:42:59
- 2
Наверх
#45
В общем по причине того что тут кроме него (Антона) никто никого больше не посоветовал, поехал к нему.
Лично он сам классно разбирается в своем крутом оборудовании по замене фреона, его подопечные малограмотны в этом отношении. Так что лучше пусть меняет он. Резюмируя скажу, что просто тупо меняют (заправляют, перезаправляют) фреон без разбора, а в этом ли дело.
В моем случае перегорело реле кондиционера, соответственно из за этого и не работал сам кондер. Фреона в системе было предостаточно, но замена по настоянию произошла. В иоге сам Антон списал мой неработающий кондер на слишком низкие обороты машины, сослался на грязную дроссельную заслонку и (внимание тут самое интересное) тут же предложил почистить ее . Я разумеется отказался, причина просто абсурдная. В итоге счет: дозаправка фреона – 6000 тг. и просто апогей – нахождение причины неработающего кондера 2000 тг Расплатившись, я уехал.На след день начал тупо прозванивать другие профильные СТО по кондерам. Нарвался на одну, объяснил что заправили, а кондер так и не заработал. Тут уже по телефону мастер вынес вердикт о реле и посоветовал подъехать, дабы убедиться так ли это. В общем сейчас все работает, спасибо мастеру, реле поменяно. Чтобы не было рекламы, могу поделиться в ЛС контактами этих толковых ребят.
В ИТОГЕ у Denso service минусов гораздо больше чем плюсов. Увы, больше пользоваться услугами СТО Антона не намерен.
А может вас наоборот, второй раз на реле развели, просто закоротив защитное реле или поставив вместо него заранее подготовленный коротыш ? Какая у вас машина ? У некоторых машин программа кондиционера отключает кондиционер, если есть какие-то проблемы с двигателем. К примеру если у вас холостые обороты ниже 544 оборотов в минуту, то кондиционер у вас никогда не включится. Тут разбираться нужно, возможно что реле было исправно, так как в нем в общем то гореть нечему, просто на него не приходила разрешающая работу кондиционера команда с компьютера к примеру из-за низких оборотов двигателя. А вам ваш кудесник, ставящий диагнозы по телефону, просто закоротил защитное реле не пожелав разбираться с вашим компьютером, наотрез отказывающимся включать ваш кондиционер из-за какой то проблемы с двигателем.
На заправке фреона они вас не могли развести, потому что заправочная машина просто сливает весь имеющийся в системе кондиционера фреон и тупо мериет его объем, потом смотрит по справочнику, сколько вашему кондиционеру положено фреона и просто тупо доливает недостающий объем из балона и выставляет вам счет. Здесь у них всё должно быть чисто, потому что их легко на таком разводе поймать. Так что вам дозаправлять свой кондиционер все равно бы пришлось. А насчет реле тут вопрос открытый, сомневаюсь я что то насчет реле.
Сообщение отредактировал Медвед Инкорпорейтед: 02.06.2013, 21:55:34
Базовые принципы заправщика кондиционеров
Любой холодильный аппарат промышленного исполнения оснащается указателем характеристик в виде таблички-лейбла, которая размещается на корпусах, как внутреннего, так и наружного модулей. Пользуясь этой табличкой, потенциальный заправщик кондиционера всегда может определить марку фреона, а также критические давления низкой и высокой стороны системы.
Источник параметров и характеристик кондиционера – табличка, нанесённая на корпусе. Благодаря этому источнику, становится понятным общий принцип заправки аппарата, в частности, хладагентом фреон R22
Кроме того, характеристики на табличке кондиционера предоставляют сведения по количественному параметру заправки системы фреоном в граммах. Весовыми характеристиками удобно пользоваться, если кондиционер заправляется фреоном R22 с использованием весов для заправочного баллона. Также на лейбле доступны электрические параметры, в частности – вид сети подключения (однофазная, трёхфазная) и токи нагрузки.
Требуемый технологический инструмент для заправки R22
Собственно, инструментарий механика, заправляющего фреоном R22 любой тип кондиционера, видится достаточно простым. По сути, набор инструмента, который требуется в моменты заправки, включает:
- Манометрическую станцию.
- Шестигранные ключи.
- Электронные (стрелочные) весы (необязательно).
- Вакуумный насос (если заправка пустого аппарата или с утечкой).
Манометрическая станция (манифольд) по умолчанию комплектуется, как минимум, тремя шлангами высокого давления. В отдельных случаях заправки кондиционеров (например, фреоном R410A) может потребоваться штуцерный переходник на меньший диаметр.
Манометрическая станция классического исполнения – инструмент, обязательный для процедуры заправки (дозаправки) установки кондиционирования воздуха фреоном R22 и другими
Шестигранные ключи требуются для открывания/закрывания отсечных кранов в процессе заправки. Электронные или стрелочные весы желательны, но необязательны. Обычно этим инструментом пользуется профессиональный сервис, также как и вакуумным насосом (заправка «с нуля» или в случаях утечки). Следовательно, для варианта простой дозаправки установки фреоном R22, требуется всего-то пара инструментальных единиц.
Процесс заправки (дозаправки) кондиционера фреоном R22
Конечно же, чтобы заправить установку хладагентом, потребуется источник заправки – баллон с фреоном R22. Стандартная ёмкость содержит 11,3 (13,6) кг хладагента. Соответственно, для систем бытового назначения, потребляющих 1 – 3 кг фреона содержимого одного баллона хватает на несколько дозаправок.
Главной особенностью дозаправки кондиционеров фреоном R22 является такой момент, как состояние баллона в момент подачи хладагента в систему. В отличие от фреонов марки R407 и R410A, баллоны с которыми требуется обязательно переворачивать «вниз головой» (жидкая фаза), хладагент R22 допускает любое положение баллона. То есть, допускается заправка, как жидкой, так и газовой фазой.
Традиционно ёмкость (баллон), наполненная хладагентом марки R22, имеет окраску светло-зелёного цвета. Но помимо этой отличительной особенности, имеется также соответствующая маркировка на корпусе ёмкости
Пошаговая процедура заправки (дозаправки) выглядит так:
- Скрутить защитные колпачки с латунных кранов трубопроводов высокой и низкой стороны. Эти краны установлены на внешнем (уличном) модуле кондиционера, как правило, в нижней области под терминалом электрических подключений.
- Подготовить манометрическую станцию, подключив через шланг высокого давления средний штуцер к всасывающей линии вакуумного насоса. Левый штуцер манометрической станции (манометр низкого давления) через другой шланг подключается к штуцеру крана трубопровода низкого давления кондиционера.
- Довести давление внутри компрессорной системы до вакуума (показание крайнего нижнего деления шкалы манометра), запустив вакуумный насос в работу. Эта процедура, как правило, делается для случая первой заправки фреоном или когда система проверяется на утечки.
- Отключить вакуумный насос после достижения вакуума. Отсоединить шланг от штуцера насоса и перекинуть на штуцер баллона с фреоном R Ослабить несколько штуцер этого же шланга на манометрической станции и чуть приоткрыть кран на баллоне. Таким способом выдавливают остаточный воздух внутри шланга. Затянуть ослабленный штуцер.
- Открыть кран на баллоне с фреоном R22 и кран на манометрической станции на линии, подключенной к стороне низкого давления системы кондиционера. Так, за счёт перепада давлений, некоторая часть хладагента перемещается в систему. Для дальнейшей заправки необходимо включить аппарат в работу.
Отслеживание состояния в момент заправки (дозаправки)
Состояние заправки кондиционера фреоном R22 далее отслеживается визуально по манометру, а также по состоянию поверхностей трубопроводов, оставшихся неизолированными в точках соединения с кранами. По мере заполнения хладагентом, поверхность трубопровода высокой стороны (меньший диаметр) начинает покрываться изморозью. Соответственно, давление на манометре растёт.
Рабочее давление (оптимальное 55 psi), которым обеспечивается нормальная работа кондиционера – показано на манометре слева, подключенном к трубопроводу низкого давления в процессе заправки аппарата
Для системы кондиционирования на фреоне R22 оптимальным является давление на низкой стороне, равное 50-60 psi. Если мерить традиционными параметрами кг/см 2 , эти цифры сопоставимы с цифрами 3,6 – 4,0 кг/см 2 , соответственно. Как только эти параметры достигнуты, покрытая изморозью часть трубки высокой стороны оттаивает.
Остаётся закрыть кран на заправочном баллоне и на манометрической станции. Быстрым движением отсоединить штуцер шланга от крана кондиционера. При отключении шланга допускается выход малой части фреона, что неизбежно, учитывая конструкцию обратного ниппеля. На этом процедуру дозаправки кондиционера можно считать законченной.
Заправка/дозаправка
По массе
Этот метод состоит в закачке в контур хладагента, масса которого соответствует указанной в техдокументации производителя. Подходит только для полной заправки, поскольку измерить массу оставшегося в контуре фреона в домашних условиях невозможно.
Последовательность действий:
Удаляют из системы остатки хладагента, для чего открывают замки сервисных штуцеров в контуре и оставляют до полного истечения фреона. Замки закрывают. Если на подготовительном этапе проводились опрессовка и вакуумирование, шаг нужно пропустить.
- Подключают баллон с фреоном в систему через коллектор.
- Размещают баллон на весах, фиксируют показания (лучше использовать электронные весы, на которых проще контролировать изменение массы).
- Открывают газовый вентиль для заполнения контура, постоянно контролируют показания весов.
- Когда изменение веса баллона достигнет заданной (указанной в техдокументации) величины, вентиль закрывают, отсоединяют баллон, закрывают штуцер в контуре и снимают коллектор.
По давлению
Метод заправки по давлению подходит как для полной заливки системы, так и для дозаправки. Суть метода в том, что хладагент подают в контур до тех пор, пока не установится оптимальное (указанное производителем оборудования) давление.
Последовательность действий повторяет приведенную для заправки по массе. Отличие состоит только в методике контроля количества поступившего в систему хладагента. Измерения проводят не по массе баллона, а по показателям манометра на коллекторе.
Чтобы обеспечить необходимую точность подачу ведут порциями, дожидаясь после каждого установления показаний прибора.
По стеклу (смотровому окну)
Этот метод также подходит для заправки и дозаправки фреона. После подключения баллона в контур через коллектор, подачу хладагента ведут до тех пор, пока он не вытеснит из всех магистралей системы воздух (газ).
О завершении процесса судят по прекращению выделения газовых пузырьков при наблюдении через мерное стекло. После этого отсоединяют баллон и через газовый вентиль стравливают излишек хладагента, контролируя давление в системе по манометру.
По перегреву
Способ основан на использовании свойств охлаждающего замкнутого контура. Разница между температурой в нем и температурой кипения фреона при достаточном количестве последнего составляет фиксированную величину. Соответственно, необходимо только получить показания двух термометров.
Принцип заправки:
- Включить кондиционер (измерения проводят на работающем устройстве).
- Измерить температуру в контуре термометром, предварительно установленным на газовую трубу.
- Посмотреть давление на манометре коллектора, по таблицам определить температуру кипения хладагента.
- Рассчитать разницу температур, она не должна превышать 5-8 о С. Большее отклонение свидетельствует о необходимости дозаправки.
- Подключают баллон коллектору, открывают вентиль.
- Стравливают воздух через жидкостный вентиль коллектора (открывают его на время до 1 с).
- Подают порциями хладагент в систему, открывая на коллекторе газовый вентиль.
- После каждой порции повторяют контрольные операции с измерением температур и расчетом их разницы.
- Завершают заправку, если после очередной порции хладагента разность температур оказалась в допустимом диапазоне 5-8 о С.
- Снимают баллон, закрывают штуцер в контуре, отсоединяют коллектор.
Каким образом заправляется и как отличить, где какой штуцер?
Системы кондиционирования имеют две стороны: низкого (показана красной стрелкой) и высокого давления (на нее указывает синяя стрелка).
Заправка автокондционера производится в магистраль низкого давления, поэтому, первым делом вам понадобится найти нужный штуцер. Чтобы исключить заправку со стороны высокого давления, размеры входных отверстий различны. У некоторых моделей колпачки штуцеров обозначаются буквами «H» и «L» или имеют разный цвет.
Как правильно заправить кондиционер
Заправка кондиционера происходит поэтапно с соблюдением некоторых правил. Эту работу выполняют специалисты из сервисного центра.
Как заправляется сплит-система:
- Путем вакуумирования удаляется весь воздух из системы.
- Определяется примерный объем фреона, который необходимо закачать. Для этого используется специальный прибор.
- К устройству подсоединяется баллон с хладагентом и начинается заправка, контролируемая с помощью манометра.
Сколько фреона потребуется
В техпаспорте кондиционера указывается информация о том, какая марка фреона подходит для заправки контура, каким должно быть давление и сколько хладагента нужно закачать в систему до полной заправки.
Если выполняется дозаправка оборудования, мастера определяют количество недостающего фреона в системе, используя специальные приборы.
Примерное количество фреона в сплит-системе – 500-750 г (в «семерках» и «девятках»).
Самостоятельно заправить кондиционер фреоном очень сложно и практически невозможно. Для этого необходимо специальное оборудование, соответствующий опыт и знания. Такую работу лучше доверить профессионалам из сервисного центра.