1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Манометр для кондиционера как пользоваться

Манометр для кондиционера как пользоваться

Почти во всех современных автомобилях присутствует система кондиционирования, и она требует периодического обслуживания, диагностики и ремонта. Для решения этих задач существует специальное оборудование, которое применяется как на СТО, так и простыми автомобилистами. Об этом оборудовании, его устройстве, функциях и приемах работы с ним пойдет речь в данной статье.

Статья продолжает серию публикаций о специальном инструменте для ремонта и обслуживания автомобилей.

Базовые принципы заправщика кондиционеров

Любой холодильный аппарат промышленного исполнения оснащается указателем характеристик в виде таблички-лейбла, которая размещается на корпусах, как внутреннего, так и наружного модулей. Пользуясь этой табличкой, потенциальный заправщик кондиционера всегда может определить марку фреона, а также критические давления низкой и высокой стороны системы.

Источник параметров и характеристик кондиционера – табличка, нанесённая на корпусе. Благодаря этому источнику, становится понятным общий принцип заправки аппарата, в частности, хладагентом фреон R22

Кроме того, характеристики на табличке кондиционера предоставляют сведения по количественному параметру заправки системы фреоном в граммах. Весовыми характеристиками удобно пользоваться, если кондиционер заправляется фреоном R22 с использованием весов для заправочного баллона. Также на лейбле доступны электрические параметры, в частности – вид сети подключения (однофазная, трёхфазная) и токи нагрузки.

Статья в тему:  Что значит кнопка swing на пульте кондиционера

Требуемый технологический инструмент для заправки R22

Собственно, инструментарий механика, заправляющего фреоном R22 любой тип кондиционера, видится достаточно простым. По сути, набор инструмента, который требуется в моменты заправки, включает:

  1. Манометрическую станцию.
  2. Шестигранные ключи.
  3. Электронные (стрелочные) весы (необязательно).
  4. Вакуумный насос (если заправка пустого аппарата или с утечкой).

Манометрическая станция (манифольд) по умолчанию комплектуется, как минимум, тремя шлангами высокого давления. В отдельных случаях заправки кондиционеров (например, фреоном R410A) может потребоваться штуцерный переходник на меньший диаметр.

Манометрическая станция классического исполнения – инструмент, обязательный для процедуры заправки (дозаправки) установки кондиционирования воздуха фреоном R22 и другими

Шестигранные ключи требуются для открывания/закрывания отсечных кранов в процессе заправки. Электронные или стрелочные весы желательны, но необязательны. Обычно этим инструментом пользуется профессиональный сервис, также как и вакуумным насосом (заправка «с нуля» или в случаях утечки). Следовательно, для варианта простой дозаправки установки фреоном R22, требуется всего-то пара инструментальных единиц.

Процесс заправки (дозаправки) кондиционера фреоном R22

Конечно же, чтобы заправить установку хладагентом, потребуется источник заправки – баллон с фреоном R22. Стандартная ёмкость содержит 11,3 (13,6) кг хладагента. Соответственно, для систем бытового назначения, потребляющих 1 – 3 кг фреона содержимого одного баллона хватает на несколько дозаправок.

Главной особенностью дозаправки кондиционеров фреоном R22 является такой момент, как состояние баллона в момент подачи хладагента в систему. В отличие от фреонов марки R407 и R410A, баллоны с которыми требуется обязательно переворачивать «вниз головой» (жидкая фаза), хладагент R22 допускает любое положение баллона. То есть, допускается заправка, как жидкой, так и газовой фазой.

Традиционно ёмкость (баллон), наполненная хладагентом марки R22, имеет окраску светло-зелёного цвета. Но помимо этой отличительной особенности, имеется также соответствующая маркировка на корпусе ёмкости

Статья в тему:  Почему мицубиси паджеро четвёртый не работает кондиционер сам включается

Пошаговая процедура заправки (дозаправки) выглядит так:

  1. Скрутить защитные колпачки с латунных кранов трубопроводов высокой и низкой стороны. Эти краны установлены на внешнем (уличном) модуле кондиционера, как правило, в нижней области под терминалом электрических подключений.
  2. Подготовить манометрическую станцию, подключив через шланг высокого давления средний штуцер к всасывающей линии вакуумного насоса. Левый штуцер манометрической станции (манометр низкого давления) через другой шланг подключается к штуцеру крана трубопровода низкого давления кондиционера.
  3. Довести давление внутри компрессорной системы до вакуума (показание крайнего нижнего деления шкалы манометра), запустив вакуумный насос в работу. Эта процедура, как правило, делается для случая первой заправки фреоном или когда система проверяется на утечки.
  4. Отключить вакуумный насос после достижения вакуума. Отсоединить шланг от штуцера насоса и перекинуть на штуцер баллона с фреоном R Ослабить несколько штуцер этого же шланга на манометрической станции и чуть приоткрыть кран на баллоне. Таким способом выдавливают остаточный воздух внутри шланга. Затянуть ослабленный штуцер.
  5. Открыть кран на баллоне с фреоном R22 и кран на манометрической станции на линии, подключенной к стороне низкого давления системы кондиционера. Так, за счёт перепада давлений, некоторая часть хладагента перемещается в систему. Для дальнейшей заправки необходимо включить аппарат в работу.

Отслеживание состояния в момент заправки (дозаправки)

Состояние заправки кондиционера фреоном R22 далее отслеживается визуально по манометру, а также по состоянию поверхностей трубопроводов, оставшихся неизолированными в точках соединения с кранами. По мере заполнения хладагентом, поверхность трубопровода высокой стороны (меньший диаметр) начинает покрываться изморозью. Соответственно, давление на манометре растёт.

Рабочее давление (оптимальное 55 psi), которым обеспечивается нормальная работа кондиционера – показано на манометре слева, подключенном к трубопроводу низкого давления в процессе заправки аппарата

Статья в тему:  Кондиционер dantex инструкция как включить обогрев

Для системы кондиционирования на фреоне R22 оптимальным является давление на низкой стороне, равное 50-60 psi. Если мерить традиционными параметрами кг/см 2 , эти цифры сопоставимы с цифрами 3,6 – 4,0 кг/см 2 , соответственно. Как только эти параметры достигнуты, покрытая изморозью часть трубки высокой стороны оттаивает.

Остаётся закрыть кран на заправочном баллоне и на манометрической станции. Быстрым движением отсоединить штуцер шланга от крана кондиционера. При отключении шланга допускается выход малой части фреона, что неизбежно, учитывая конструкцию обратного ниппеля. На этом процедуру дозаправки кондиционера можно считать законченной.

Какие бывают манометрические станции

Существует два вида коллекторов:

  1. Имеющие один кран, 2 шланга и синий манометр. Другими словами – одновентильный. Для ремонта холодильников такого прибора вполне хватает. Он измеряет уровень всасывания охлаждающей жидкости. Соединение между шлангами изолируется вентилем.
  2. Имеющие 2 крана, 2 манометра и три шланга. Это двухвентильные приборы, которые способны измерять давление в двух направлениях. Красный манометр определяет давление нагнетания, синий – всасывания. Данное оборудование используется как для дозаправки фреоном магистралей кондиционеров и холодильной техники, так и для вакуумирования системы труб после утилизации хладагента. Воздух в систему во время работы подключенного прибора прекращает поступать.

Есть еще четырехвентильные и шестивентильные, но для обслуживания сплит систем достаточно одно- или двухвентильного прибора.

Подразделяются по классу точности от 0,2 до 4,0. Чем меньше коэффициент, тем более точным считается оборудование. Для обслуживания в условиях вибрации применяют виброустойчивые модели манометров.

В свою очередь для проверки корректной работы манометров используются эталонные приборы. Если есть сомнения, что манометрическая станция показывает неверные значения, его нужно проверить другим манометром.

В зависимости от назначения приборы подразделяются на несколько видов, но при работе с климатической техникой применяют пружинный принцип измерения давления в магистрали. Находящаяся внутри пружина под воздействием давления деформируется. Степень деформации служит мерой определения на манометрическом экране, который бывает жидкокристаллический или аналоговый.

Для каждого вида фреона применяется подходящий по уровню давления измерительный прибор.

Дело в том, что потенциальное давление в системе, заполненной более экологичными жидкостями, выше, чем устаревшими запрещенными фреонами. Поэтому, чтобы не вывести из строя манометр, его подбирают по типу фреона в системе.

Статья в тему:  Можно ли включить кондиционер на тойота королла зимой

Производители манометрического оборудования

Самыми лучшими считаются манометрические станции производства США и Японии. Марка оборудования Mastercool – признанный лидер, который выпускает запасные детали для измерительных приборов. Устройства надежные и долговечные, работают годами без необходимости ремонта. В зависимости от конструкции и исходных материалов подбирают по цене.

Вторым производителем, выпускающим измерительные приборы, является Китай. Многие мастера предпочитают китайскую продукцию за ее дешевизну. Покупая дешевые приборы для каждодневного использования, можно ошибиться и приобрести подделку, которая не доработает до окончания гарантийного срока. Устройство может не показывать правильные величины – из-за этого у клиентов возникнут проблемы с работой климатического оборудования, что повлечет за собой жалобы и разбирательства.

Среди китайских моделей есть действительно хорошие производители, поэтому нужно знать, у кого покупать профессиональный прибор для работы.

Как пользоваться манометрической станцией, чтобы заправить кондиционер

Первый раз рекомендуется посмотреть, как измеряет давление манометром специалист, а затем заполняет систему фреоном. Без опыта не стоит браться за подобную работу.

При дозаправке нужно соблюдать правила:

  • если в системе осталось не менее 30 – 50% хладагента, вакуумирование можно не проводить, если меньше указанного количества – процедура проводится полностью – сначала осушается система, затем вакуумируется, затем заполняется;
  • после дозаправки проверяется на герметичность и опрессовывается азотом (прибора для этой цели может не быть у рядового гражданина);
  • если нужно добавить масло, то его рассчитывают по весу – не больше и не меньше, чтобы не изменять химические характеристики хладагента;
  • если проверять количество заправленной жидкости по температуре, нужно иметь специальный прибор, который стоит достаточно дорого, чтобы покупать его на один раз;
  • одновентильным манометром, измеряющим всасывание, пользуются только при включенном компрессоре.
  1. При помощи баллона с жидким азотом осушают систему.
  2. Вакуумным насосом удаляют остатки влаги и азота.
  3. В специальные весы через манометрическую станцию заправлют необходимое количество фреона (сколько и какой марки – написано в инструкции).
  4. Включают и ждут, пока жидкость закачается в магистраль.

Процедура дозаправки без специального оборудования может привести в негодность климатическую технику, поэтому во избежание дорогостоящего ремонта рекомендуется приглашать специалистов по обслуживанию кондиционеров.

Чтобы проверить фильтр в автомобильном кондиционере, степень засорения испарителя, работу компрессора используют метрологическую станцию и подключают магистраль высокого давления. Для простой дозаправки подключать станцию высокого давления необязательно.

Статья в тему:  Кондиционер lg s12lhp как включить обогрев

Правила применения манометрической станции

Перед тем, как начать работу:

  1. Все вентили закрываются до упора посредством поворота ручек на низкой и высокой сторонах прибора.
  2. Если в силу каких-либо причин приобретенные приборы следует дополнительно откалибровать, то делается это так: с лицевой стороны манометра снимается стеклянная крышка. Операция проводится при помощи отвертки, вставленной в шлиц регулировочного винта.
  3. В конце следует соединить со штуцером с высокой стороны манометра шланг красного цвета, а с низкой стороны — то же самое сделать с синим шлангом.

Вопросы и ответы

Во-первых, это повышает точность измерений, во-вторых, позволяет избежать заливки в систему лишнего хладагента и, как следствие, серьезных последствий.

Основная причина – недостаточное количество хладагента. Соответственно, дозаправку нужно повторить, или, если это не решит проблему – искать место разгерметизации контура.

Такую задачу не решают даже большинство сервисных компаний. Соответственно, решить проблему с заправкой можно двумя способами – отказаться от заправки по массе в пользу другого метода или полностью удалить из контура хладагент и провести полную заправку.

Нужно исходить из того, что количество хладагента в баллоне должно с запасом перекрывать потребности системы. Последние зависят от конкретной модели и мощности оборудования, длины магистралей. Так, для сплит-системы 7-8 кВт нужна масса фреона 700-800 г, а на каждый метр трубопроводов – дополнительно 15-30г.

При недостаточном количестве хладагента система остается работоспособной, но теряет в производительности. При избыточной, перегрузка агрегатов неизбежно приводит к их выходу из строя. Поэтому лучше заправить кондиционер меньшим количеством фреона.

Многих домашних мастеров интересует, как заправить кондиционер дома своими руками. Технологию может освоить практически каждый, однако потребуются специфические инструменты и навыки работы с ними. Чтобы избежать грубых ошибок и выхода климатической техники из строя, лучше воспользоваться услугами специализированных сервисных компаний, тем более, что сэкономить на самостоятельной заправке удастся не так уж много – порядка 2-3 тыс. руб.

Статья в тему:  Как снять компрессор кондиционера пежо 206

Как проверить остаток фреона

Определить недостаток или избыток хладона в контуре сплит-системы можно по величине перегрева газа, идущего из испарителя в компрессор. Разъясним данное понятие:

  • испарившийся во внутреннем теплообменнике хладагент движется по трубке низкого давления в компрессор;
  • по дороге пар успевает дополнительно нагреться на 5—8 °С (если количество фреона соответствует норме);
  • разница между температурой кипения жидкости и реальной температурой газа на всасывающем патрубке компрессора называется перегревом.

Расположение сервисных портов сплит-системы и подключение манометрической станции

Ключевой момент. Чтобы узнать температуру кипения фреона определенной марки в реальных условиях, как раз и нужно измерить давление на стороне всасывания.

Для работы вам понадобится манометрическая станция с присоединительными шлангами и контактный термометр (также подойдет электронный пирометр). Диагностируем остаток фреона согласно следующей инструкции:

  1. Узнайте тип используемого в кондиционере хладона по шильдику, закрепленному на внешнем модуле.
  2. Синий шланг, ведущий к манометру низкого давления (сокращенно — НД), находящийся слева на коллекторе, подключите к сервисному порту газовой магистрали, как сделано выше на фото. Она отличается большим диаметром.
  3. Включите сплит-систему на охлаждение при максимальном режиме работы вентилятора. Откройте левый кран манометрической станции.
  4. Снимайте показания только после запуска компрессора. Звук работающего агрегата хорошо слышится из внешнего блока.
  5. Узнайте температуру кипения вашей марки фреона при измеренном давлении, ориентируясь по таблице.
  6. С помощью термометра измерьте реальный нагрев газовой трубки на всасывающей стороне. Рассчитайте разницу между этой температурой и табличным значением точки кипения.
  7. Переходите к анализу результата.

С помощью термометра определяется нагрев газового патрубка большого диаметра, приходящего от внутреннего блока к компрессору

Совет. Пользоваться таблицей фреонов необязательно. На манометрах коллектора тоже нанесены дополнительные шкалы, сходу показывающие температуру кипения хладона при измеряемом давлении. Главное, — изначально подобрать правильную станцию, где нанесена разметка для хладагентов R22, R410a и R134a.

Разберем пример, отображенный на фото. Стрелка показывает 5.4 Бар, что соответствует точке кипения фреона R22 +8 °С. Измеряем температуру всасывающего патрубка и получаем, например, +14 градусов, величина перегрева составит 14 — 8 = 6 градусов. Допустимый диапазон для всех типов воздушных кондиционеров, включая автомобильные, составляет 5—8 °С, значит, количество хладона в норме.

Наглядно процесс измерения показан в следующем видео:

Признаки нехватки хладагента

Если в результате измерений вы получили перегрев пара более 8 градусов, налицо недостаток фреона в контуре. Что происходит в кондиционере:

  1. Жидкость закипает в первой секции испарителя и переходит в газообразное состояние. Пар, пройдя сквозь трубки теплообменника и участок магистрали до компрессора, успевает сильно нагреться.
  2. Постоянно всасывая горячий газ, компрессорный агрегат плохо охлаждается и начинает перегреваться, сокращается ресурс механизма.
  3. Производительность по холоду заметно снижается. 1 кг хладона в среднем способен поглотить и перенести 50 Вт теплоты – чем меньше расход фреона в элементах контура, тем слабее охлаждается воздух.

При утечке хладона на стыках появляются следы масла, не заметные на первый взгляд

Примечание. Проблема с нехваткой хладагента возникает, как правило, из-за утечек на вальцевых соединениях медных трубопроводов. Главный симптом – следы масла на гайках, выбивающегося вместе с рабочей жидкостью.

Недостаток хладагента сопровождается другими побочными признаками:

  • по команде датчиков сплит-система часто отключается и показывает ошибку;
  • компрессор долго работает в максимальном режиме;
  • трубки и сервисные порты покрываются инеем, в запущенных случаях на ребрах испарителя нарастает снежная «шуба».

Идентичные симптомы проявляются на кондиционерах авто, поскольку они функционируют по аналогичному принципу.

Переизбыток и другие неполадки

Величина перегрева оказалась меньше 5 градусов? Значит, в системе циркулирует слишком много жидкости. Часть вещества не успевает испариться в теплообменнике внутреннего блока, отдельные капли могут попадать в компрессор, а это чревато крупной поломкой.

Рекомендация. Перезаправка встречается относительно редко – как правило, после обслуживания кондиционера неграмотным персоналом. Обнаружив проблему, стоит вызвать нормального сервисного мастера, который сольет лишний хладон либо выявит другую неполадку.

Если вы уверены в собственных силах, попытайтесь удалить часть фреона самостоятельно. По манометру на коллекторе или по таблице определите, какое давление должно быть в кондиционере при нормальном перегреве +7 °С и аккуратно стравите малую порцию газа.

Аномально высокий либо слабый перегрев возникает не только из-за хладагента, но и различных неисправностей:

  • засорена капиллярная трубка дроссельного клапана;
  • неполадки компрессора или осушителя;
  • неисправен четырехходовой соленоидный клапан, обращающий цикл в другую сторону (режимы охлаждение / обогрев).

Диагностику и устранение неполадок автокондиционера лучше доверить мастеру станции техобслуживания

Указанные проблемы решаются одним способом – вызовом мастера, несведущий пользователь просто не сможет их диагностировать. Если манипуляции с хладоном не дали результата, звоните в сервисную службу.

Работа манометра

Устройство и принцип работы манометрического коллектора заключается в том, что использовать его нельзя, не зная правил применения. Концепция работы с манометром следующая:

  • Прежде чем начать проверку, необходимо перекрыть все краны, закрыв их до конца, повернув ручку с двух сторон устройства. 
  • Случается, что приборы требуют дополнительной калибровки. Для этого с внешней стороны устройства при помощи отвёртки снимается прозрачная крышка. 
  • В завершении красный шланг соединить со штуцером, аналогичное действие произвести и с синего цвета трубкой.

Чего нельзя делать с манометрическим прибором

Устройство манометрического коллектора предполагает применение его только в тех системах, где используется фреон. Категорически запрещено измерять давление в системах с показателем, превышающим допустимый максимум. Узнать это значение можно в документах прибора.

Для измерения значения давления используется исключительно регулятор. Нельзя приступать к работе без специальных средств защиты. Выпускать фреон в атмосферу запрещено.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector