Монтаж сплит-систем по всем правилам (часть первая)
Монтаж сплит-систем по всем правилам (часть первая)
Прежде всего – клятвенные заверения монтажных бригад о «колоссальном опыте», «сотнях успешно выполненных работ по установке сплитов» и «вечной признательности прошлых клиентов» полностью игнорируйте. Единственный критерий профессионализма – строгое следование порядку монтажа, без попыток облегчить себе задачу.
Принцип работы сплит-системы
Сначала выясним, как работает бытовая сплит-система – так будет проще понять, почему важны монтажные нюансы.
Как известно, домашний кондиционер традиционной конструкции состоит из двух блоков: один из них устанавливают в комнате, второй фиксируют на улице, с наружной стороны стены, на чердаке или в любом другом месте..
Процесс охлаждения воздуха в комнате происходит за счет непрерывного движения фреона и перехода его из газообразного состояния в жидкое, а затем наоборот. Когда хладагент находится в газообразном состоянии, он поглощает тепло, а в жидкой фазе – выделяет.
Процесс конденсации, то есть переход в жидкое агрегатное состояние, происходит при высокой температуре и давлении, а кипение, при котором газ испаряется, характеризуется низкими значениями.
Процесс теплообмена происходит следующим образом. Компрессор всасывает пар из испарителя (зона 1-1), сжимает его и направляет в конденсатор (зона 2-2). При этом хладагент сжимается до 20-25 атм., а его температура повышается до +90 °С. Там происходит охлаждение и конденсация.
Из кондиционера (3) хладагент, уже в жидком состоянии, через регулятор потока в условиях низкого давления возвращается в испаритель (4). Внутренний воздух нагревает жидкость, происходит закипание и переход в пар. И так процесс повторяется бесконечно.
Переход хладагента из одного агрегатного состояние в другое происходит и в теплообменниках, и в трубах. Чтобы процесс успевал вовремя начаться и закончиться, необходима определенная длина магистрали – вот почему важно учитывать требования по длине, установленные разработчиками техники. С устройством и принципом работы типового кондиционера разобрались, а сейчас переходим к нормам и правилам монтажа его блоков.
Подготовительные работы
На стене при помощи перфоратора выбираем жёлоб. Глубина должна быть подобрана таким образом, чтобы с легкостью спрятать будущую магистраль.
В большинстве случаев медная трубка заходит в блок с левой стороны, а дренажная – как с левой, так и с правой. Это зависит от модели и фирмы вашего кондиционера.
Обязательным условием является укладка дренажной системы под уклоном. Нельзя допускать наличие горизонтальных участков или наклона в сторону кондиционера. Первые 20–30 сантиметров рекомендуется укладывать с уклоном максимально доступного значения. Это делается для того, чтобы в будущем можно было опустить внутренний блок. После этого уклон должен быть 1 см на метр трубы.
Трасса для кондиционера должна проходить в некотором удалении от блоков, т. к. во время установки вероятны их повреждения.
Подготовив все необходимые каналы в стене, нужно просверлить отверстие для выхода магистрали на улицу. Идеальным решением будет просверливание отверстий большего размера со стороны улицы.
Пример расчетов для прокладки трассы
Сверление насквозь стены для вывода трассы
Учитывая местонахождение блоков, нужно будет проделать отверстия или в стене, к которой прикреплен блок (после установки оно прикроется внутренним блоком), или в перпендикулярной стенке (трассу и отверстие можно спрятать при помощи короба). Диаметр отверстия для трассы должен быть не менее 5 см. Если нет необходимых инструментов, чтобы просверлить такое отверстие, можно проделать несколько отверстий отдельно для каждой трубки и дренажа. Такой метод подходит в случае с бетонной стеной с большим разрешением сплетения каркаса. Сверлить отверстие нужно немного под уклоном к земле, чтобы конденсат свободно капал вниз. Когда оно будет готово, нужно приложить блок к монтажной пластине и установить короб, в котором будет спрятана трасса.
Правила монтажа коммуникаций
Во время установки кондиционера на правильный монтаж трассы для охладительного контура отводится значительное время, что обусловлено факторами:
- Максимальное расстояние между блоками – 30 м. На расстоянии до 5 м все свойства охлаждающей жидкости сохраняются. Чем больше расстояние, тем больше потерь.
- Соединение медных труб должно быть герметичным, система подачи фреона максимально заизолирована, чтобы избежать утечки газа, которая снизит рабочие характеристики климат-системы, вплоть до выхода ее из строя.
- Лучше всего для охлаждающего контура проштробить трассу в стене. Коммуникации будут спрятаны, что сохранит эстетику помещения. Если ремонт уже сделан, трубы закрываются пластиковым коробом. При этом нужно обеспечить доступ к соединениям для сервисного обслуживания.
Минимальное расстояние
- Нельзя допускать перегибов фреонового трубопровода, чтобы охлаждающая жидкость циркулировала свободно.
- Для климат-системы рекомендуется провести отдельный электрический кабель с отдельным выключателем в щитке, чтобы снять нагрузку с общей сети питания, особенно если она уже старая.
- Все соединения электрических проводов надежно изолировать.
- Дренажную трубку лучше всего уложить в отдельную штробу.
- Правильным будет провести патрубок к канализационной трубе для отведения конденсата.
- Если такой возможности нет, трубу можно вывести возле наружного элемента климат-системы, следя при этом, чтобы конденсат впоследствии не портил фасад здания, не попадал на прохожих.
- Внутри отверстия наружной стены устанавливается подстаканник, через который пропускаются соединительные коммуникации.
- Трубы с хладагентом, электрический кабель, дренажный патрубок обязательно упаковываются поролоновой трубой, обматываются виниловой лентой.
- После крепежа наружной части кондиционера на фасад и подключения климат-системы необходимо провести вакуумацию (минимум 50 мин) при помощи специального оборудования. Так обеспечивается полное удаление воздуха, жидкости из охлаждающего контура, исключая появление коррозии на внутренней поверхности труб.
- Обязательно провести пробный пуск кондиционера в окончании монтажных работ.
- Необходимо проверить устройство на отсутствие утечки хладагента, наличие постоянного давления внутри контура, своевременное выведение конденсата. Тестируются основные функции климат-системы.
Шаг 8. Опрессовка трассы кондиционера.
Этот шаг не является обязательным, но мы советуем его выполнять, так как очень часто возникают ситуации, когда при финишной отделке пробивают трассу и не замечают этого. Опрессовку трассы выполняют азотом ОВЧ давлением 34 атм. При разгерметизации опрессованной трассы происходит выброс азота под высоким давлением, что в любом случае будет услышано отделочниками. На данном этапе достаточно легко произвести ремонт трассы без обширных демонтажных работ. Также на трассу можно установить манометр, который будет показывать давление в системе.
Прокладка трассы. Кратко
Вкратце установка трассы для кондиционера выглядит следующим образом:
Обозначается точное место установки настенного блока. Учитывается чистовая высота потолков в комнате, ширина потолочного плинтуса/багета, размеры блока. На стене размечается место для монтажа;
Перфоратором производится штробление стены, а также делается технологическое отверстие в наружной несущей стене дома;
В штробу и через отверстие укладываются трубы кондиционера и провода. Затем трасса заделывается с помощью штукатурки, а отверстие закрывается монтажной пеной и декоративной заглушкой;
К коммуникациям подключаются блоки (внешний блок и внутренний).
Закладка трассы под кондиционер
Профессиональный монтаж кондиционера в процессе строительства или ремонтных работ предполагает закладку трассы.
Процедура состоит из нескольких этапов:
Определяются места расположения блоков кондиционера. Внешний блок устанавливают с учетом разрешенных точек, внутренний – в соответствии с дизайном проекта, высоты помещения, расстановки мебели, наличия потолочных плинтусов, проложенных электрических, тепловых и прочих коммуникаций. Верхний край внутреннего блока размещается обычно на расстоянии 10 см от потолка, без учета потолочного плинтуса. Если же в проекте плинтус есть, то расчет следует вести от последнего, те же 10 см.
Проводится разметка трассы под штробление поверхности для закладки с учетом особенностей подключения и обязательным уклоном для свободного стекания конденсата. Трасса под кондиционер не должна иметь острых поворотов во избежание заломов укладываемых труб. Чем мощнее будет установлен кондиционер в помещении, тем толще будут медные трубы, а следовательно и линии изгибов должны быть более плавными. Все повороты выполняются с помощью специальных пружинных трубогибов различных диаметров, без которых лучше и не начинать самостоятельную прокладку трассы для сплит системы. Минимальные размеры штробы для фреоновых коммуникаций составляет 50х50 мм, для отдельно прокладываемого дренажного шланга – 30х30 мм.
Трасса заходит во внутренние блоки кондиционера с левой стороны, поэтому при укладке магистрали на правой стенке используется прямой заход, на левой стене штроба выполняется петлей!
Штробление проводится по разметке с использованием болгарки и перфоратора . В области размещения внешнего блока в стене аккуратно просверливается отверстие диаметром 40-50 мм.
Все необходимые коммуникации собираются вместе, укладываются аккуратно в штробу и фиксируются перфорационной лентой. Монтируется внешний блок кондиционера. На медные трубки для фреона нужно одеть специальный утеплитель “Флекс”. При прокладке дренажа не допускаются провисания и перегибы, в которых может скапливаться влага. Если дренажный шланг проложить нарушив данную технологию, то есть вероятность того что при эксплуатации кондиционера конденсат будет вытекать из внутреннего блока системы и исправить это можно будет очень сложно и дорого.
Строители или отделочники закрывают трассу раствором, выполняют косметические работы на стенах – покраску или наклеивание обоев.
По окончании отделки монтажники выезжают для установки внутреннего блока. После этого проводится откачка воздуха при помощи вакуумного насоса, очистка от пыли и мусора, проверка герметичности установленной системы, кабелей на предмет повреждения. Система подключается к электросети и мастерами проводятся окончательные пусконаладочные работы.
Популярные функции
Возможность вентиляции (притока свежего воздуха)
На самом деле возможность вентиляции помещения имеет только канальный кондиционер, в виду своих технических особенностей. А вот большинство бытовых кондиционеров работают в этом режиме просто как «Вентилятор». Включается вентилятор внутреннего блока, а вот компрессор в этом режиме просто не включается. Используется для плавного распределения воздуха по периметру комнаты, например в зимнее время года, когда теплый воздух скапливается возле батарей и у потолка.
Хотя некоторые современные модели все-таки оснащены такой функцией, которая действительно берет свежий воздух с улицы и пускает его в помещение, но это довольно дорогие и редкие модели, которые довольно много стоят и имеют сложный монтаж.
Осушение воздуха
В режиме осушения кондиционер уменьшает количество влаги в воздухе. Рекомендуется для регионов с повышенной влажностью.
Стоить отметить, что режим осушения воздуха — сопутствует его охлаждению. Это связано с принципом его работы. Теплый воздух соприкасается с холодным теплообменником, вследствие чего выделяется конденсат из воздуха, который уходит в дренажный шланг прибора. Таким образом влаги в воздухе становится меньше.
Очистка воздуха
Очистка воздуха часто идет как дополнительная функция к кондиционера, хотя по сути она есть уже в каждом приборе, но в другой степени. Для очистки воздуха, перед теплообменником ставится фильтр, в канал подачи воздуха. Таким образом там оседает весь мусор (пух, волосы, шерсть и другие крупные частицы). В кондиционерах, с функцией очистки воздуха, ставится дополнительный фильтр тонкой очистки, которые очищает воздух от таких мелких частиц как пыль, пыльца и даже некоторых вредных микроорганизмов.
Ночной режим
В ночном режиме прибор, для уменьшения шума, переходит в режим пониженной скорости вращения вентилятора, и медленно повышает температуру воздуха на несколько градусов. Таким образом, создавая более комфортные условия для сна.