Как включить кондиционер в машине: правила эксплуатации
Как включить кондиционер в машине: правила эксплуатации
Такое удобство в автомобиле, как кондиционер, является не только элементом роскоши, но и первой необходимостью при передвижении в жаркое время года. В это время даже можно ощущать, как плавится асфальт под ногами практически в буквальном смысле слова. Сразу хочется оказаться на какой-нибудь ледяной горе, чтобы освежиться. Конечно, как включить кондиционер в машине, знает большинство водителей, но все ли они знают, как им правильно пользоваться?! Вопрос этот интересный, занимательный и стоит того, чтобы более подробно его изучить.
Общественному транспорту предписали кондиционеры
Планируя поездку, мы не рассчитываем на то, что во время путешествия придётся терпеть духоту в поезде или самолёте. Санитарные нормы чётко предписывают допустимую температуру воздуха и его влажность в купе, салоне авиалайнера или вагоне метро. Однако с наступлением жаркой погоды становится очевидно, что не все перевозчики соблюдают требования СанПиНа. Какие температурные ограничения установлены для разного вида общественного транспорта и как пассажиры могут отстаивать свои права на комфортную поездку, разбиралась «Парламентская газета».
Комфорт или поездка
Роспотребнадзор предложил выделить в СанПиНе отдельные санитарные требования для автомобильного и городского электротранспорта, а также обслуживающей инфраструктуры. Документ, размещённый на портале проектов нормативных актов, устанавливает требования к микроклимату в автобусах, легковых такси, грузовых автомобилях, трамваях, троллейбусах, на монорельсовом транспорте и подвесной канатной дороге.
Согласно новым нормам, если на улице температура воздуха ниже +10 градусов, то в кабине и салоне должно быть от +20 до +23 градусов, если выше +10 градусов, то от +14 до +18 градусов. Также проект предъявляет требования и к зданиям автовокзалов. Температура в зоне пребывания пассажиров на автостанциях и транспортно-пересадочных узлах должна быть от +20 до + 25 градусов.
Значит ли это, что россияне совсем скоро навсегда забудут о «парилках» на колёсах? В этом сомневается первый зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко.
«Какие правила не пиши, если климатконтроля в транспорте нет, то снизить температуру в салоне во время жары невозможно, — пояснил он «Парламентской газете». — Даже в Подмосковье сегодня ещё можно встретить автобусы, выпущенные во времена Советского Союза. Уверен, и в других регионах такого транспорта хватает».
За соблюдением санитарных норм на транспорте должны следить специалисты Роспотребнадзора, рассказал «Парламентской газете» председатель Союза потребителей Пётр Шелищ. Они могут предупредить перевозчика или оштрафовать его, однако на первое время необходимо искать компромисс, чтобы работа транспорта не была парализована.
«Если пассажира спросить, что лучше: ехать на автобусе без кондиционера или остаться вообще без автобусов, которые Роспотребнадзор запретит эксплуатировать в связи с нарушением СанПиНа, то многие россияне выберут первый вариант», — подчеркнул правозащитник.
Самолёты не проветривать!
Другое дело, когда современный транспорт обеспечен необходимыми возможностями по формированию комфортного микроклимата, но в силу каких-то причин превращается в душегубку.
По действующим нормам температура воздуха на борту самолёта должна сохраняться в пределах 20-25 градусов при относительной влажности от 30 до 70 процентов. Имеющееся на борту оборудование позволяет контролировать эти показатели. Несоблюдение «микроклиматических» требований — повод пожаловаться в Роспотребнадзор, напоминает Пётр Шелищ.
При этом эксперт не рекомендует пассажирам, отстаивая свои права, нарушать правила безопасности, как это сделал 11 июля пассажир рейса Москва — Анталья в аэропорту Шереметьево. Как писали РИА «Новости», не выдержав долгого ожидания взлёта и духоты в салоне, мужчина открыл люк аварийного выхода. В результате раскрылся спасательный трап.
«Температура на борту была сверх допустимых норм, в салоне не работала система вентиляции и кондиционирования. Да, было нарушение со стороны перевозчика, но это не даёт право пассажирам самостоятельно проветривать самолёт», — подчеркнул эксперт.
Он добавил, что у пассажира теперь возникнут большие проблемы: авиакомпания предъявила имущественные претензии за вынужденную задержку рейса и замену самолёта.
Как защитить свои права
Правильные действия такие: пассажир должен подать жалобу в Роспотребнадзор, также он может обратиться в суд за компенсацией причинённого вреда.
«Пользуясь своим правом, пассажир может предъявить претензии перевозчику за попытку оказать заведомо некачественную услугу», — рассказал бывший главный санитарный врач Геннадий Онищенко.
Согласно статье 29 Закона «О защите прав потребителей», перевозчику могут быть предъявлены по выбору потребителя следующие требования:
- о безвозмездном устранении недостатков;
- о соответствующем уменьшении цены услуги;
- о возмещении понесённых им расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами;
- о расторжении договора и полном возмещении убытков, если обнаруженные недостатки существенные или не были устранены исполнителем в назначенный срок.
Срок предъявления претензий к перевозчику при внутренних перевозках автомобильным, железнодорожным транспортом — 6 месяцев, в отношении штрафов и пеней — 45 дней.
При внутренних воздушных перевозках установлен общий срок для предъявления претензий — шесть месяцев.
Температура на других видах транспорта
Железнодорожный. В действующем СанПиНе сказано, что в летнее время в плацкартном, купейном вагонах, в вагонах с креслами температура должна быть +24° C, если на улице ниже +20° C. При температуре выше +40° C — не более +28° C градусов, а зимой — +22° C.
В пригородных электричках температура воздуха в салоне должна составлять не менее +14° C и не более + 18° C при наружной температуре воздуха до +10° C. Если воздух за окном прогрелся до +40° C, то температура воздуха в салоне должна составлять не менее 24° C и не более 28° C.
Метрополитен. Температурный СанПиН совпадает с нормативами, которые предусмотрены для железнодорожного транспорта. По данным Мосметро, 3,6 тысячи вагонов столичной подземки оборудованы современной системой кондиционирования. При этом общее количество вагонов — 7 тысяч, то есть почти половина подвижного состава использует естественную вентиляцию: специальные воздухозаборные устройства и открытые форточки.
Водный. Параметры микроклимата в судовых помещениях при температуре за бортом +10° C и ниже определены в пределах от +22° C до +24° C, а в жаркую погоду не должна превышать +25° C.
Считается, что в новом автомобиле заправлять систему кондиционирования фреоном следует хотя бы раз в 2-3 года, а на машинах старше 5-6 лет это следует делать ежегодно. Кроме того, дважды в год (весной и осенью) рекомендуется производить антибактериальную обработку испарителя кондиционера, чтобы избежать появления на нем вредных бактерий, циркулирующих с воздухом в салоне. А еще для профилактики кондиционер стоит ненадолго включать зимой, чтобы смазать все элементы и прокладки системы и уберечь их от коррозии.
Если не обслуживать климатическую систему и не заправлять ее регулярно фреоном, то в жару кондиционер будет работать с повышенными нагрузками и соответственно усиленным износом элементов. Такая же ситуация происходит при езде с включенным кондиционером при постоянно открытых окнах и люке в крыше.
Система будет функционировать на максимуме, охлаждая салонный воздух, который все время выдувается из машины и замещается горячим с улицы. Не принесут пользу ей и дополнительные мелкоячеистые антимоскитные сетки, устанавливаемые автовладельцами на решетки в бампер перед радиатором кондиционера. Забившись грязью, они снизят эффективность работы системы и повысят износ ее узлов.
Нерегулярное обслуживание климатической системы автомобиля
Как и любой другой узел, кондиционер в машине нуждается в регулярном проведении технического обслуживания. Многие водители вспоминают о нем летом, сразу включая и не особо задумываясь о работоспособности системы после зимы.
Очень важно каждый год проводить процедуру технического осмотра и обслуживания кондиционера. Суть в том, что резиновые шланги, по которым идет хладагент, обладают пористой структурой, что становится причиной медленных утечек. Каждая модель обладает допуском, который составляет до 10 процентов от общего объема, что является нормой.
Рекомендовано регулярно проводить техническое обслуживание кондиционера
Во время технического обслуживания проверяют, какого объема фреона не хватает для эффективной работы кондиционера в штатном режиме.
Это впоследствии может привести к выходу из строя самого двигателя, его замене или дорогостоящему ремонту.
Ошибки при обслуживании автомобильного кондиционера
Кондиционер не вечен и требует регулярных проверок и при необходимости ремонта.
Нерегулярная проверка давление хладагента
Из законов техники известно, что все герметичные стыки протекают. Особенно это касается кондиционера, поскольку фреон обладает высокой проникающей способностью.
Даже на новых машинах эффективность оборудования непрерывно снижается, а на поездивших ежегодная потребность в заправке – обычное дело. Работа с недостатком фреона перегружает компрессор и сокращает его ресурс.
Неподходящий фреон
Как правило, во всех современных системах используется один и тот же состав хладагента. Устаревшие марки мало распространены. Но свою надо знать точно, и не допускать ошибочного смешивания или замены. Это быстро выведет систему из строя.
Как и использование дешёвых некачественных расходников, грязной смеси фреона с маслом и заправки в случайных местах без применения специальных станций.
Редкая замена салонного фильтра
Плохо очищенный воздух содержит пыль, частицы дизельного выхлопа, бактерии, грибки и прочие малоприятные компоненты. Большую часть их улавливает салонный фильтр, но его ёмкость не безгранична.
Забитый элемент перестаёт выполнять свои функции, одновременно за счёт роста перепада давления нарушает всю систему распределения воздушных потоков. Стоит он недорого, поэтому менять его лучше чаще, чем по регламенту, не говоря уже о нарушении сроков в сторону увеличения.
Переизбыток фреона во время заправки
Необходимое количество хладагента определяется по картам заправочной станции, где заложено большое количество марок и моделей автомобилей.
Если пытаться избежать визита к профессионалам, то легко превысить заправляемое количество. Система будет перегружена, возможны и быстрые поломки. Ещё хуже, если при этом ошибка возникнет и с определением нужного количества масла.
Не производится антибактериальная обработка испарителя
В зоне испарителя создаются прекрасные условия для роста колоний бактерий. Они сами по себе могут быть опасны для здоровья, но более всего это заметно по характерному затхлому запаху, вызывающему желание вообще выключить систему.
Между тем, существует несколько способов достаточно быстро и с применением специализированных препаратов очистить воздушные пути и структуру радиатора, уничтожить микробов и устранить запахи. Такая обработка должна проводиться регулярно, в зависимости от интенсивности эксплуатации машины.
Как включить кондиционер на обогрев
Чтобы включить кондиционер на обогрев, надо использовать дистанционный пульт управления. Вот последовательность проводимых манипуляций.
- Включается сам прибор путем нажатия на пульте кнопки «Пуск».
- Затем надо найти кнопку, обозначающее тепло. Это «HEAT». Нажимаем на нее.
- Тепловая кнопка не всегда есть на пульте управления, поэтому ищем другую – «MODE», что обозначает переключение режимов. Нажимаем на нее.
- На дисплее пульта должны появиться несколько значков: капелька, снежинка, вентилятор и солнце. Нам нужно солнышко.
- Нажимаем на него, появляется слово «HEAT». То есть, то, что нам и необходимо.
- Таким образом кондиционер переключен в режим обогрева. Надо настроить теперь температурный режим.
- Находим жестик, на котором обозначены два символа: плюс (+) и минус (-). Первый повышает температуру, второй уменьшает. Перемешаем их в необходимом направлении и нажимаем жестик по центру, то есть «ОК». Таким образом фиксируем заданную температуру. Она должна быть выше, чем температура в помещении.
Обратите внимание, что сначала начинает вращаться вентилятор. А компрессор включится только через 5-10 минут в зависимости от марки и модели кондиционера. На некоторых приборах сначала настройку производят на пульте, а только потом нажимают «Пуск». И еще один момент – при любом нажатии на любые кнопки на пульте сплит-система должна издавать звуки (пищать). На кондиционерах некоторых моделей установлены сигнальные огни. Они также реагируют на манипуляции с пультом, чаще синхронно с писком.
Техническое обслуживание кондиционеров
Опытные автомобилисты настаивают на том, что обслуживание климатических систем должны проводить только специалисты. Хозяин транспортного средства, конечно же, может самостоятельно заменить салонный фильтр или провести антисептическую обработку кондиционера, но основные работы по техническому обслуживанию нужно всё-таки производить на станции техобслуживания. Заправку хладогеном необходимо производить по строгой технологии. Нарушение правил по заливке может привести к поломке всей системы охлаждения и даже к взрыву. Как и при проведении любых других типов работ с автомобилем старайтесь избегать непрофессионалов, чтобы не тратить дополнительные силы и деньги.
Citroen рекомендует: как правильно использовать кондиционер в автомобиле
Сегодня, пожалуй, никто не будет спорить о важности кондиционера в автомобиле. Присутствие этого устройства в авто значительно облегчает состояние водителя и пассажиров в жару, и особенно – в условиях городских пробок. Учитывая, что синоптики обещают значительное повышение температуры воздуха в Алтайском крае на предстоящие выходные, думаем, несколько советов по использованию кондиционера будут вполне уместны.
Итак, система кондиционирования воздуха работает в двух направлениях: в жаркую и холодную погоду она регулирует температуру воздуха в салоне и предотвращает запотевание стекол. Если кондиционер в рабочем состоянии, ваши стекла “не плачут”, а значит, вам обеспечена хорошая обзорность, которая в итоге, влияет на повышение уровня безопасности.
Но, кроме того, чтобы поддерживать комфортную температуру в салоне автомобиля в любое время года, кондиционер выполняет еще несколько важных функций, а именно: улавливает твердые частицы, пыль и пыльцу, содержащиеся в наружном воздухе и обеспечивает очистку воздуха в салоне автомобиля.
Правильное использование кондиционера в автомобиле:
Если вам необходимо:
Освежить воздух в салоне: откройте стекла на несколько секунд для снижения температуры. Закройте стекла и включите кондиционер в положение “рециркуляция” на 5 минут. Выключите функцию рециркуляции и оставьте кондиционер включенным.
Быстро устранить запотевание: установите заслонку распределения воздушных потоков в положение “ветровое стекло” или “удаление запотевания”. Переведите заслонку в положение “отопление”, затем включите кондиционер.
Получать оптимальный уровень комфорта: установите заслонку распределения воздушных потоков в положение “салон” или “ветровое стекло”, а не в положение для подачи воздуха к ногам. Выберите среднюю скорость электровентилятора и выставите температуру воздуха в салоне 20–22 °C.
CITROËN РЕКОМЕНДУЕТ: Для продления срока службы кондиционера следует летом и зимой включать его минимум на 10 минут каждые 15 дней.
Все вышеперечисленное имеет место быть, только если кондиционер исправен. Но как определить его неисправность и что делать?
Если вы обратили внимание, что устранение запотевания стекол стало медленнее, чем раньше – вам необходимо проверить салонный фильтр.
Если происходит нерегулярное или замедленное охлаждение салона — необходимо провести диагностику кондиционера в сервисном центре: причиной может быть утечка хладагента. Это может привести к нарушениям работы климатической системы.
Если возник шум системы — возможна неисправность компрессора. Необходимо проверить его приводной ремень.
Неправильное распределение холодного воздуха — необходимо проверить электровентилятор салона, он может быть неисправен.
Нам кажется, пришло время познакомиться, как работает кондиционер:
1. Конденсор — позволяет охладить хладагент в системе кондиционирования воздуха. Конденсор обеспечивает переход хладагента из газообразного состояния в жидкое для отвода тепла.
2. Осушитель — обеспечивает фильтрацию грязи и поглощает остаточную влагу для защиты от коррозии всей системы.
3. Компрессор — обеспечивает циркуляцию хладагента в газообразном/жидком состоянии в системе. Для защиты от повреждений смазывается маслом.
4. Редукционный клапан — понижает давление хладагента и регулирует расход хладагента, подаваемого в испаритель.
5. Электровентилятор — подает кондиционированный воздух в салон через салонный фильтр.
6. Салонный фильтр — препятствует проникновению пыльцы, асфальтовой пыли, определенных частиц дыма от сгоревшего масла и сажи от углеводородов, а также определенных бактерий в салон. Кроме того, защищает от оседания на ветровом стекле частиц, снижающих обзорность водителя.
Рекомендации CITROЁN по техническому обслуживанию кондиционера:
Следует заменять салонный фильтр через каждые 15 000 км или не реже одного раза в год.
Необходимо проводить диагностику состояния кондиционера не реже одного раза в 2 года.
Необходимо заменять осушитель каждые 4 года (или при пробеге 60 000–80 000 км).
Следует дозаправить масло для компрессора до пробега 100 000 км.
Рекомендуется регулярно использовать обеззараживающее средство для салона с целью долговременного устранения микробов и неприятных запахов.
CITROËN рекомендует: бактерии (вызывающие аллергию), микробы, неприятный запах. Существует эффективное решение для установки долговременного барьера, препятствующего их распространению: обратитесь в сервисный центр CITROËN для проведения санитарной обработки салона. Проверка кондиционера предотвратит его неправильную работу.
Сервисный центр Автоцентра АНТ предлагает услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, диагностике двигателя, подвески, кпп, тормозной системы, промывке и диагностике инжектора. Ремонт автомобилей отечественных и импортных марок. Ремонт и заправку автомобильных кондиционеров, а также — шиномонтаж.
Все услуги предлагаемые в нашем автосервисе выполняются профессионалами, с большим опытом работы, на самом современном сертифицированном оборудовании.
Добро пожаловать в Сервисный центр Автоцентра АНТ. Мы находимся по адресу: Змеиногорский тракт, 118б
3 В каком случае включать A/C зимой?
Механизм кондиционера схож с охлаждающей системой холодильника: по трубкам циркулирует специальное вещество (хладагент), которое забирает тепло из воздуха, нагнетаемого вентилятором. Во включенном состоянии механизма хладагент все время изменяет агрегатное состояние из жидкого в газообразное, тем самым остужая воздух. Работу системы регулируют несколько высокочувствительных датчиков, которые контролируют скорость вращения вентилятора.
Механизм не выглядит сложным, однако и здесь могут происходить поломки. При долгом бездействии трубки компрессора не обеспечиваются смазкой, и кондиционер работает «всухую». Это происходит из-за того, что масляная пленка не распределяется по рабочим поверхностям.
Если в вашем автомобиле установлена система кондиционирования с электромагнитной муфтой, то нужно примерно раз в месяц включать кнопку А/C на 15–20 минут, чтобы предостеречь детали от преждевременного износа.
Плюсы и минусы системы
К достоинствам климат-контроля можно смело отнести:
- Создание благоприятных условий для людей, которые находятся в салоне автомобиля. С таким оборудованием максимально комфортной будет и поездка до офиса или супермаркета, и продолжительное путешествие в другой город или даже страну.
- Способность системы автоматически поддерживать установленные режимы, то есть без привлечения водителя.
- Большое количество регулировок.
- Простой интерфейс, а также понятное управление системой.
Немаловажен и тот факт, что водитель, который находится в комфортных условиях (он не замерзает и ему не жарко), может полноценно сосредоточиться на вождении. Это повышает уровень безопасности эксплуатации транспортного средства.
Однако автолюбители выявили и ряд недостатков:
- Наличие климат-контроля увеличивает стоимость авто.
- Обслуживание и ремонт оборудования отличаются высокой стоимостью.
- При полноценном использовании системы увеличивается расход топлива.
- В случае поломки починить систему самостоятельно не получится.
Вы узнали, в чем разница между кондиционером и современной климатической системой, а также проанализировали плюсы и минусы установки оборудования. Если Вы все же сделали выбор в пользу максимального комфорта, то не забывайте про уход за климат-контролем: систему нужно регулярно чистить. В этом случае она порадует Вас долгой бесперебойной работой.