Замена компрессора в холодильнике своими руками
Замена компрессора в холодильнике своими руками
Пока агрегат работает исправно, его устройство и принцип работы мало кому интересны. Но в случае поломки холодильника мы начинаем ломать голову. Как быть? Срочно искать мастера или попробовать разобраться самостоятельно. Как распознать, что проблема именно в компрессоре? Что с ним случилось? Возможен ли самостоятельный ремонт компрессора для холодильника? Давайте рассмотрим подробно каждый из этих вопросов и вы узнаете как это можно отремонтировать самому.
- Роль компрессора в холодильнике
- Виды компрессоров их плюсы и минусы
- Линейные
- Инверторные
- Причины выхода компрессора из строя
- Замена компрессора своими руками, поэтапный процесс
- Полезное видио как отремонтировать самому компрессор для холодильника
- Стоит ли менять компрессор в холодильнике, плюсы и минусы
- Полезные рекомендации по обслуживанию
- Вывод
Замена компрессора: что учесть, причины и признаки, порядок работ
Чтобы заменить мотор, нужно досконально знать принцип работы холодильника, суметь правильно диагностировать поломку, обратив внимание на признаки. Перед работами ознакомьтесь с устройством техники, основными причинами поломки мотора и их признаками.
Как работает холодильник
Его можно условно разбить на три главных части:
- испаритель;
- конденсатор;
- компрессор (состоит из мотора и реле).
Если одна из них не функционирует, а остальные узлы исправны, работоспособность холодильника все равно теряется.
Система характеризуется замкнутыми параметрами. Фреон качается из испарителя компрессором, после чего под высоким давлением переходит в конденсатор, где он охлаждается, из газа становится жидкостью и снова идет в испаритель. Это беспрерывный цикл работы холодильной техники.
В отличии от других деталей, мотора включен всегда. Запускается он после сигнала термодатчика, который сообщает о повышении температуры в камерах. Реле запускает мотор, чтобы он начал охлаждение отделений. При наборе заданной температуры реле срабатывает, и мотор глохнет.
Как проверить исправность электромотора
Первый признак, по которому можно определить поломку — скачок температуры в основной камере. Там может быть настолько тепло, что испортятся все продукты. Есть и другие признаки выхода из строя главной детали холодильника:
- на стенках вырос лед (особенно актуально для моделей с функцией No Frost);
- мотор гудит, но холода не производит, утечка хладагента не наблюдается;
- слышны щелчки, дребезжание и другие посторонние звуки: шум, скрежет, идет вибрация.
- мотор работает постоянно, не останавливаясь;
- продукты в камерах чересчур перемерзают.
Проверка сопротивления и напряжения
Иногда в поломке виноват кабель или обрыв проводки, поэтому перед началом ремонтных работ нужно замерить сопротивление, чтобы обезопасить себя от травм.
Для проверки сопротивления отыщите место, в котором нет краски. Если таких мест нет, сотрите покрытие растворителем. Возьмите тестер и приставьте его щупы к корпусу и контакту. Если ничего не высветилось, то прибор исправен, а если на экране мультиметра есть цифры, ремонтировать компрессор в домашних условиях очень опасно. Если вы решитесь работать с таким компрессором, будьте предельно осторожны.
Чтобы проверить ток, убедитесь в работоспособности пускового реле. Возьмите мультиметр с клещами — таким прибором проверять удобнее. Если мощность мотора, к примеру, 140 Вт, измерительный прибор должен показать ток в 1,3 А. Соотношение этих показателей такое же, если мощность двигателя другая.
Почему ломается компрессор
Поломки можно отнести к двум группам:
- Все на первый взгляд нормально работает — компрессор гудит, лампочка светится. В этом случае может быть актуальна утечка хладагента, причем проверить это можно и самостоятельно — потрогайте конденсатор. Если он горячий, значит, и правда случилась утечка.
- Сломан регулятор температур, поэтому, если в камере тепло, сигнала об этом нет.
Если техника совсем не работает, в каждом пятом случае в этом виноват мотор. Если это не так, стоит проверить реле и температурный сенсор. При выходе их из строя нужно производить замену. Если сбоев в работе деталей не обнаружено, виноват мотор, и нужна его замена.
Заменить эту деталь без помощи мастера сложно, но можно. О том, как это сделать, читайте далее.
Замена компрессора: пошаговая инструкция
Перед тем, как приступать к работе, подготовьте инструментарий:
- накопитель для газа-фреона;
- вентили (нужны для прокола и отбора);
- горелка.
Важно! Стоит отдать предпочтение кислородно-пропановой горелке.
Чтобы заменить компрессор в холодильнике «Аристон», «Индезит», «Атлант», «Стинол» или любом другом, действуйте так:
- Сдвиньте компрессор вперед и приподнимите его.
- Надломите заправочную трубку.
- Запустите прибор на 5-минутный период – за это время хладагент полноценно перейдет в конденсатор.
- Подключите вентиль для прокола и подсоедините к нему шланг баллона.
- Открутите вентиль на полминуты — этого будет достаточно, чтобы стравить весь фреон.
- Вместо заправочной трубки припаяйте, используя горелку или паяльник, новую — медную.
- Надрежьте капиллярный расширитель на пару сантиметров, надломите трубку.
- Отпаяйте фильтр-осушитель от конденсатора.
- Снимите все трубки с компрессора. Обычно их всего две — для создания давления и для отвода лишнего фреона.
- Установка нового мотора производится аналогично демонтажу — в обратном порядке.
- Проведя монтажные работы, проверьте работоспособность реле.
- Запустите холодильник: если он начал морозить, значит, все сделано верно.
Смотрите видео, чтобы все сделать правильно:
Самостоятельная диагностика компрессора в домашних условиях
Можно ли самостоятельно выявить основные неисправности блока мотор-компрессора и принять меры к их устранению? Первую часть задачи можно выполнить относительно успешно, для решения второй части потребуется специалист. Вы можете определить, что компрессор или электромотор работают неправильно по вторичным признакам, проявляющимся в нарушении нормального режима работы агрегата.
- Не работает, вообще не включается компрессор после того, как пусковое реле щелкает, инициируя его старт.
- Компрессор холодильника работает, но не морозит — это может говорить об отсутствии хладагента в системе либо о том, что механическая часть пришла в состояние полного износа, компрессор не может создать давления в трубках. В этом случае холодильник работает без остановки, но холода не дает.
- Агрегат либо вовсе не охлаждает камеры, либо переохлаждает их, что может быть признаком неисправности всасывающего клапана, датчиков температуры и реле, отвечающего за команду на запуск. В ряде моделей холодильников неисправность может быть локализована в блоке электронного управления — это касается холодильников LG, Liebherr, Bosch, Indesit, Samsung, Gorenje, Sharp, Siemens.
Намерзает лед на стенках холодильника — такое явление возможно при нарушении цикла работы агрегата или при избыточном давлении хладагента в системе, что в результате приведет к поломке компрессора.
Если вы стали замечать, что холодильник постоянно работает, дребезжит внизу, нагоняет слишком много холода или не дает его, компрессор холодильника гудит, но не запускается — вызывайте мастера, потому что неисправность не устранится сама собой. Способы ремонта зависят от результатов диагностики и модели холодильника, так как производители могут по-разному реализовывать принципиальную схему агрегата.
Вывод
Учитывая, что самым затратным ремонтом считают замену компрессора, необходимо своевременно производить ремонт и профилактику холодильника. Независимо, в каком блоке поломка, если она заставляет энергетический узел работать с большой нагрузкой, он выйдет из строя.
Важно организовать работу агрегата с питанием через стабилизатор напряжения. Отказ оборудования из-за перепадов в сети не является гарантийным. Все рефрижераторы с электронным управлением находятся в зоне риска, используя прямое сетевое подключение.
Предлагаем посмотреть видео, как работает пускозащитное реле компрессора, из чего состоит и как ремонтируется.
Основные причины выхода из строя
Холодильная система является замкнутым контуром, поэтому производители оборудования оснащают его дополнительной защитой, которая предохраняет приборы от некорректной эксплуатации. Несмотря на это компрессор холодильника иногда выходит из строя. Причин на это множество:
- частые скачки напряжения в сети;
- неправильная эксплуатация и обслуживание (например, когда Вы забываете выключать функцию суперзаморозки, которая изнашивает комплектующее);
- некорректная установка холодильного устройства (к примеру, рядом с плитой или отопительной батареей);
- замена неисправных запчастей собственными силами;
- внешние повреждения агрегата, полученные при транспортировке.
Ремонт компрессора холодильника своими руками
Наша статья поможет вам правильно ответить на этот вопрос.
Как устроен холодильник
Неважно, какой марки ваш холодильник – «Атлант», «Индезит», «LG» или советский «Донбасс» — устройство их принципиально не отличается. Холодильник состоит из нескольких элементов, играющих в нем свою функциональную роль:
- мотора-компрессора,
- конденсатора,
- осушителя,
- капиллярной трубки,
- испарителя,
- терморегулятора,
- датчика температуры (тепловое реле),
- пускового реле,
- лампы освещения,
- корпуса, включающего двери, полки, уплотнитель и прочие мелкие детали.
Принцип работы холодильника довольно прост. Компрессор, состоящий из электродвигателя и собственно компрессора, всасывает в рабочую полость газообразный фреон. Далее рабочим органом (поршень, колеса, ротор и т.п.) происходит выталкивание под давлением газа в конденсатор, где он отдает свое тепло в атмосферу. После конденсатора фреон проходит через капиллярную трубку, назначение которой – создать сопротивление и резко снизить давление фреона. После капиллярной трубки фреон попадает в испаритель, в котором он опять переходит в газообразное состояние. При этом процесс сопровождается значительным поглощением тепла внутри холодильника. Газообразный фреон вновь всасывается в рабочую полость компрессора и цикл многократно повторяется.
Как устроен компрессор
Существует несколько типов компрессоров: классический, линейный, инверторный. В подавляющем большинстве существующих холодильных агрегатов используется классический тип. Поэтому в статье мы рассмотрим устройство, принцип действия и ремонт именно такого типа компрессоров.
Видов компрессоров классического типа большое множество:
- поршневой;
- центробежный;
- роторный;
- винтовой;
- осевой;
- кулачковый;
- и другие.
Самый распространенный вид – поршневой. Устроен поршневой компрессор следующим образом: за задней стенкой холодильника располагается черного цвета бочкообразный кожух. Кожух герметичный. Из него выходят три медные трубки – две отвечают за подачу и возврат фреона, третья (запаянная) нужна для заправки хладагента. Внутри кожуха находятся электрический мотор, поршневой цилиндр и клапан.
Мотор компрессора — это асинхронный электрический двигатель. Он состоит из статора (рабочая и пусковая обмотки) и ротора (вращающийся якорь). На роторе находятся коленчатый вал, кулиса (шатун) и поршень. Двигатель выполнен заодно с цилиндром поршня и висит на четырех пружинах. Назначение пружин – сглаживать вибрации в работе.
В ходе работы двигатель нагревается до температуры в 100 градусов. На дне кожуха имеется немного минерального масла, которое, превращаясь под воздействием температуры в аэрозоль, вместе с фреоном подается в циркуляционную систему. Подачу в систему, а также на подшипники, поршень и клапан, совершает масляный насос, находящийся внутри вала ротора.
На внешней стороне кожуха располагается пусковое реле, выполняющее пускозащитную функцию. Реле не только отвечает за подачу электрического тока на двигатель, но и предохраняет его от перегрева и заклинивания.
Важная информация: более предпочтительными с точки зрения энергопотребления и долговечности являются инверторные компрессоры, но стоимость их выше классических компрессоров.
Устройство компрессора холодильника
В бытовой холодильник чаще всего устанавливают поршневой компрессор.
- из герметичного металлического корпуса;
- пускового реле;
- мотора;
- коленчатого вертикального вала;
- поршня;
- клапанов для регулировки давления.
Механика его работы проста и схожа с двигателем внутреннего сгорания. Пусковое реле замыкается и заводится мотор агрегата. Закреплённый на коленчатом валу поршень приходит в движение и заставляет циркулировать фреон.
Важно! Когда компрессор ломается, его не ремонтируют, а заменяют, потому что сложно вскрыть корпус и при этом не разгерметизировать агрегат.
Когда нужна замена
Некорректная работа компрессора — одна из самых сложных неисправностей, возникающих при устаревании или неправильной эксплуатации оборудования. На необходимость замены мотора указывают такие признаки:
- Прекращение работы холодильника. При перегорании компрессора температура в камерах повышается, подсветка при этом сохраняется.
- Частые остановки компрессора. Прибор отключается через 1-2 минуты после включения. Температура внутреннего пространства неуклонно растет, образуется наледь на задней стенке. Такие признаки характерны для обрыва обмотки, короткого замыкания или заедания мотора.
- Непрерывная работа холодильника. При поломке компрессора этот признак наблюдается редко. Несмотря на безостановочную работу мотора, температура в камерах не снижается. Такая неисправность возникает при длительном использовании холодильного оборудования. Изношенный компрессор не способен повышать давление в нагнетательной трубке и перекачивать фреон.
Можно ли проверить и починить компрессор самостоятельно?
Технология замены компрессора – небезопасная, очень сложная и требует использования специализированных инструментов:
- кислородо-пропановой горелки;
- трубореза;
- течеискателя (определяют с его помощью также место утечки фреона);
- термометра электронного типа;
- вентилей для отбора хладона и прокалывания;
- муфты Ганзена;
- осушителя;
- пережимных клещей;
- припоя и флюса;
- зарядного цилиндра;
- нового мотор-компрессора.
Следует подумать, целесообразно ли приобретать всё это, чтобы заменить компрессор? Покупка всех деталей обойдется дороже, чем услуги мастера по ремонту.
Ещё один аргумент против – высокая опасность работ. Ведь работы проводятся с газом, взрывоопасным веществом. Стоит ли подвергать себя риску? Не имея опыта и нужных знаний, есть риск повредить трубки, выпустить весь газ или нарушить балансировку.
Для тех, кто всё же решил выполнить работы своими силами или просто интересуется, насколько сложна и как происходит процедура, опишем технологии работ при замене мотор-компрессора.
Важно! Мы настоятельно не рекомендуем проводить замену компрессора самостоятельно! Это опасно для жизни!
Демонтаж старого компрессора:
- Надрезать напильником и обломить заправочную трубочку.
- Надрезать и обломить на расстоянии примерно 2–3 см от фильтра-осушителя капиллярную трубку.
- На расстоянии 1–2 см от шва трубка-компрессор отрезать отсасывающие и нагнетательные трубки, то же самое на расстоянии 1–1,5 см от шва конденсатор-фильтр сделать с осушителем. Для этого воспользоваться труборезом.
- Снять пусковое реле.
- Снять крепление компрессора.
- Снять сам компрессор.
- Произвести зачистку трубопровода.
Монтаж нового компрессора:
- Установить компрессор в посадочное место.
- Снять заглушки с патрубков. Это нужно делать не раньше, чем за несколько минут до пайки.
- Убедиться в том, что нет излишнего давления. Об этом расскажет шум выходящего воздуха, который вы услышите при демонтаже заглушек.
- Состыковать с патрубками компрессора трубки: те, которые отрезали на прошлом этапе. Заправочная трубка должна иметь диаметр 0,6 см и длину 6 см.
- Выполнять пайку в строгой последовательности: сначала заправочную, потом отсасывающую, а уже потом нагнетательную. Запрещено направлять пламя горелки вовнутрь патрубка мотора.
- С фильтра-осушителя ликвидировать заглушки, установить на кондере фильтра и интегрировать в него капиллярную трубочку. Выполнить пайку швов всего фильтра.
- Одеть полумуфту клапанную на трубку заправочную.
- Удостовериться в качестве пайки всех швов. Не должно быть непропаянных пустот, сами швы должны быть гладкими и ровными.
- Заправить систему фреоном.
- Установить пусковое реле на компрессор.
- Подключить холодильник и дать ему проработать несколько минут.
- После этого проверить с помощью течеискателя, не образовалась ли утечка.